Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru

Марсианские технологии.


  

108 проголосовавших

  1. 1. Какое производство на Марсе будет самым труднореализуемым?

    • Система жизнеобеспечения на завезённых с Земли ресурсах.
    • Тяжёловодная АЭС
    • Солнечная электростанция.
    • Водное
    • Кислородное
    • Воздушное
    • Метановое
    • Космодром
    • Кирпичное
      0
    • Стекольное
    • Цементное
    • Огнеупорное
    • Чёрная металлургия
    • Конструкционного полимера
    • Машиностроительное
    • Взрывчатых веществ
    • Каменных плит высокой прочности
    • Герметиков
    • Строительное
    • Марсо-разведочное на полезные ископаемые.


Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже!
15 часов назад, Nil admirari сказал:

 

Интересно, сделали ли они выводы из истирания и коррозии алюминиевых колёс на Марсе? Целое семейство титановых сплавов оказалось лучше их дюральки.

Ссылка на комментарий
18 минут назад, Nil admirari сказал:

Колеса заметно портятся.

Семь лет, всё-таки. На авто уже два-три комплекта резины успели поменять.

Вполне себя оправдали. )))

Ссылка на комментарий

Концепция бюджетной системы доставки на НОО для обеспечения колонизации и частичного терраформирования Марса:

Я полагаю что в освоении Марса большей частью затрат будет доставка грузов на НОО (низкую околоземную орбиту). Этих грузов будет столь много что потребуется новая иная технология. Не новая потому что это комбинация старья и новья.

Думаю очевидно что взлететь дешевле чем на атоме невозможно... но с ним возникает ряд проблем:

0) Мощнейшее радиационное поле.

1) Грязный выхлоп.

2) Тяжесть испытаний, техобслуживания, ремонтных работ и утилизации.

Какие есть способы облегчения этих проблем:

В качестве прототипа берём РД-0410 и допиливаем его следующим образом:

0) ТВЭЛы (тепловыделяющие элементы) в РД-0410 помещаются в теплоизоляцию - чтоб не перегреть замедлитель - гидрид циркония. Внутренний слой теплоизоляции контактирующий с горячим водородом делаем легкосъёмным - он будет контактировать с РБГ (радиоактивные благородные газы) и их дочки могут в него впитатся.

1) Гидрид циркония заменяем на бериллий, увеличиваем размеры АЗ (активная зона) - нам ведь нужен серьёзный двигатель, а не игрушка - уменьшаем толщину теплозащиты и поднимаем температуру замедлителя до +800оС чтоб греть водород идущий в ТНА (турбонасосный агрегат) - этим повысим не только тягу, но и немножко УИ (удельный импульс). Кроме того сильно улучшится нейтронная физика в реакторе - что позволит удлинить кампанию ТВЭЛов добавив в них выгорающий поглотитель.

2) Вокруг АЗ ставим достаточно толстый бериллиевый отражатель - чтоб до его внешней поверхности добирались лишь достаточно замедленные для поглощения бором-10 нейтроны.

3) В радиационном поле самый страшный компонент - нейтроны, его и надлежит перекрывать в первую очередь - чтоб не активировались конструкции и после удаления ТВЭЛов можно было в радиационно-комфортной обстановке работать с установками, в идеале даже проводить ремонт активной зоны (её следует делать из материалов неактивируемых или после активации не дающих гаммы). Лучшим поглотителем нейтронов видится металлокерамика из обогащённого бором-10 диборида титана и ванадия легированного 10% титана и 1% кремния (обеднённого по кремнию-30). Такой вид поглотителя будучи жаропрочным и неактивирующимся, при сильном ударе не расколется как спечёные карбиды/силициды бора, а погнётся... но это по моим прогнозам. Ожидаемая жаропрочность такой металлокерамики в 800оС достаточно велика чтоб совместить поглотитель нейтронов с герметичным внешним корпусом АЗ ТФЯРД (твёрдофазный ядерный двигатель).

4) С высоким качеством перекрывать гамму по всем направлениям бессмысленно ввиду активных осадков от РБГ на дюзах и вредно для ПН (полезной нагрузки) ввиду тяжести защиты. Потому специально от гаммы закрываем лишь ПН разместив между ТФЯРД и ПН освинцованный лист из глубоко обеднённого урана (если нейтроны перехваченны, то активировать его будет нечем).

5) Для гринписек лучшая отмазка по ТФЯРД - сравнить массы РБГ утекающих при штатных эксплуатациях ТФЯРД и АЭС.

Как применять сей ТФЯРД:

Есть замечательный проект КОРОНА - кислородно-водородной многоразовой одноступенчатой РН. Эта РН обладает множеством замечательных свойств, кроме одного - рекордно малая доля ПН в общей массе заправленной РН для её класса ПН. Причина этого - в малости УИ кислородо-водорода, едва хватающего для реализации одноступенчатого варианта. Если же с ТФЯРД УИ удваивается, то это многократно компенсирует тяжесть двигателя - при условии что не пытаемся сделать игрушку, а делаем полномасштабный вариант. Грубо говоря масса ТФЯРД определяется отражателем и поглотителем - и их масса растёт как тяга двигателя в степени 2/3.

Для старта и посадки потребуется специальная жаропрочная площадка покрытая слоем пресной воды толщиной до нескольких метров в зависимости от технологической операции и распылителями воды в центре посадочной зоны где вода будет сдуватся факелом. После взлёта и посадки загрязнённая вода должна отправлятся на очистку, а ТФЯРД по всему периметру закрыватся листами радиационной защиты укрепленными на плотах. Для замены ТВЭЛов и внутреннего слоя теплоизоляции потребуется специальная баржа передвигающая РН в док. По-сути на краю взлётно-посадочной площадки появится аналог пристанционного хранилища ОЯТ.

Что это всё может дать? Запуск на НОО килотонных ПН бюджетней чем это может сделать Илон Маск - и гораздо дешевле запусков стотонных ПН Энергией.

Уважаемые форумцы, принимайтесь за терзание проекта! Всёпропальщики, это не ваша тема, отрывайтесь в курилке - у пу ядерные двигатели в игрушечном армейском варианте уже летают... это хорошее приближение к вышенаписанной концепции!

  • Like 1
Ссылка на комментарий
54 минуты назад, Nil admirari сказал:

 

Всё хорошо, кроме:

0) Всего лишь флаговтык! На Марс нужно лететь на годы (лет так 8-9) а не неделю - именно столько сможет там человек интенсивно работать не отвлекаясь на болезни и износ тела.

1) Никакой базы не строят... извести кучу ресурсов исключительно ради политического капитала - дичь! В чём облегчение их последователям? А ведь при любом раскладе ракете в обратный путь нужно топливо, прилетевшим нужно чем-то дышать и что-то пить, чем-то грется... да и если не балду пинать прилетят то потребуется производство хоть какого-то конструкционного материала, желательно самого универсального... надо будет эту тему разжевать посерьёзней.

2) 3 месяца наматывать витки вокруг Земли - дичь! Этож сколько времени придётся находится в радиационных поясах? Походу многие из побывавших в таком полёте вернувшись на Землю вскоре столкнутся с лейкемией. Грузы как было предложенно возить можно, но пассажиры за 3 месяца должны поспевать перебратся на другую планету как можно меньше пребывая в радиационных поясах - по-сути протыкая их на хорошей скорости. По-идее для быстрого протыкания радиационных поясов лучшее средство - ТФЯРД... взлетел на нём с планеты, на НОО дозаправился жидким водородом - и вперёд к Марсу. С третьей космической скоростью путешествие продлится 70 дней. Ну может чуть больше если ЭРДУ притормаживать заранее - всё-таки 25 км/с как-то слишком много чтоб тормозить об атмосферу.

3) Взлетать на Энергии - не самое эффективное решение в плане полновесной колонизации Марса или его частичного терраформирования, нужно учится взлетать на ТФЯРД с Земли. Не такие уж они грязные если не выпускать из них нейтроны.

Ссылка на комментарий

Главное в скафандре - не пердеть, или система классов опасности.

По-сути вся Начальная База будет из себя представлять огромный скафандр в котором будут проживать преимущественно технологи всех мастей.

И у них будет пыль, стружка, испарения и всяческие аэрозоли - и с ними надо будет что-то делать. Земной подход - вентилятором посильней загнать в трубу повыше очевидно работать не будет, в связи с этим требуется решать проблему иначе.

Решение таковое:

0) Найти самые массовые химические производства и сделать общую систему воздухоочистки заточенную на их характерные загрязнения.

1) Не массовые химические производства дающие загрязнения не страшней массовых также включить в общую систему воздухоочистки.

2) Не массовые химические производства дающие загрязнения вредней массовых вообще не запускать и найти им замену, в крайнем случае продукцию завозить с Земли.

Такое решение позволит упростить, стандартизировать и сделать взаимозаменяемыми средства воздухоочистки.

Из этого решения следует вопрос - какое массовое производство самое вредное?

Скрытый текст

Перечень массовых химических производств:

0) Электролизное - кислород, водород, металлы с хрома и до цинка (всё распространённое что садится из сульфатов).

1) Сталелитейное (по-сути всего 3 продукта - электролитическое железо, инструментальная хромистая углеродка и хромоникелевая нержавейка с большим содержанием никеля - чтоб не треснула на марсианском морозе).

2) Силикатное.

3) Гипсовое.

4) Сернокислотное.

5) Азотнокислотное.

6) С1-химии: муравьиная кислота, полиформальдегид (должен же быть на Марсе хоть какой-то пластик - а этот вариант легко рециклируется и энергетически эффективно делается из местного сырья) и метан.

Массовых-то производств будет не так много, и перебрав их перечень пришёл к выводу что наивреднейшее по аэрозолю - никелевое - сопряжено с аэрозолем сульфата никеля. Так что нормативы пылеочистки воздуха должны затачиватся на сульфат никеля (0,01мг/м3).

По газам и парам самое вредное - полиформальдегида - связанно со свободным формальдегидом (0,5 мг/м3).

Посмотрел я как определяются классы опасности веществ, и обнаружил что соединения ряда незаменимых для марсиан элементов - ванадия, никеля, свинца и урана отнесены к первому классу опасности. Выходит что такой простой подход как отказ от технологии по признаку переработки в ней веществ самого высокого класса опасности приводит к невозможности ядерной энергетики даже с открытым циклом и большим затруднениям в чёрной металлургии. Потому для беглого осмотра земных технологий на предмет их безопасности на Марсе надлежит разбить вещества первого класса опасности на собственно первого, и нового - нулевого, такого чтоб нормативы отнесения к первому классу опасности стали напоминать нормативы отнесения ко второму классу опасности. Например так:

Наименование показателя Норма для класса опасности
IV III II I
ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, мг/м³ более 10,0 1,1—10,0 0,1—1,0 0,01-0,1
Средняя смертельная доза (ЛД50) при введении в желудок, мг на 1 кг массы тела более 5000 151—5000 15—150 1,5-15
Средняя смертельная доза при нанесении на кожу, мг на 1 кг массы тела более 2500 501—2500 100—500 20-100
Средняя смертельная концентрация в воздухе, мг/м³ более 50 000 5001—50 000 500—5000 50-500
Коэффициент возможности ингаляционного отравления (КВИО) менее 3 29—3 30—300 300-3000
Зона острого действия более 54,0 18,1—54,0 6,0—18,0 2,0-6,0
Зона хронического действия более 10,0 10,0—5,0 4,9—2,5

1,25-2,5

Если принять такую методологию, то в нулевой класс опасности из элементов попадут лишь бериллий и все радиоактивные элементы кроме тория и урана. Из неорганики там ещё будет ряд соединений, но это уже не столь принципиально - к примеру тетракарбонилникель нулевого класса нужен исключительно как полуфабрикат при глубокой очистке никеля - и сульфат никеля первого класса вполне его заменит. В соответствии с этим подходом не следует выделять радий из руд, обогащать уран и перерабатывать ОЯТ, да и от трития тяжёлую воду тяжёловодников чистить не следует - чтоб потом с концентратом не маятся - пусть тритий распадается прямо в замедлителе, а гелий-3 из тяжёлой воды можно и продувкой убрать - чтоб замедлитель не портил. Процессы с гидразином придётся на что-то заменить... если в аффинаже - то может муравьинка поможет?

  • Like 1
Ссылка на комментарий
07.02.2020 в 16:57, Nil admirari сказал:

Колеса заметно портятся.

micccp-2020-01-29_11-58-45_146073.jpg

 

По правилам, он должен сам себя оштрафовать и отогнать на штрафстоянку. За лысую резину. Где хвалёная западная законопослушность?!!

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...