Натрий (Na) "Получение" натрия из клапанов Фотографии этапов получения натрия из зиловских выпускных клапанов. Эти клапаны вместе с двигателями привозят в металлолом. Иногда бу клапаны привозят отдельно от двигателей. Не перепутайте их с впускными. Впускные БОЛЬШЕ по диаметру тарелки. Все этапы получения необходимо осуществлять в защитных очках (лучше полнолицевой маске) и рабочей одежде, т.к. даже маленький кусочек натрия дает при окислении достаточное к-во щелочи для тяжелого повреждения глаза или образования маленькой дырочки в одежде. И вообще помнить о том, что возня с расплавленным натрием - мероприятие повышенной опасности, соответсвенно выбирая место для мероприятия. Первый этап - нагревание клапанов до 130-180 градусов с целью расплавить натрий. После прогревания клапаны переворачиваюся тарелкой вниз и охлаждаются. Это делается с целью возможно полного перемещения натрия в полость тарелки. Второй этап - вскрытие полости клапана углошлифмашиной ("болгаркой"). Необходимо "допилиться" до полости в двух точках - в середине шейки клапана (начало полости) и ближе к тарелке. Полностью отрезать шейку излишне, надо лишь пропилить стенку. На этой стадии налипший к стенкам полости натрий воспламеняется в месте реза и образующиеся мелкие крупинки окиси разбрасываются вращающимся кругом по сторонам (берегите глаза и одежду!). После окончания резки горение самостоятельно прекращается при остывании зоны реза. Третий этап - обламывание шейки клапана. Шейку нужно обламывать посередине (по верхнему надрезу). Сталь клапана азотирована, закалена и в результате весьма хрупка. Надо положить клапан на две точки опоры (ближе к концам) и несильным ударом молотком в область надреза посередине обломить шейку. Четвертый этап - собственно выплавление и выбивание натрия. Обломанные клапаны в положении вверх отверстием осторожно нагреваются до 150-160 градусов для полного расплавления натрия. Затем по одному быстро берутся плоскогубцами и жидкий натрий выбивается сильными ударами зажатого в плоскогубцы с перевернутым клапаном о твердый тяжелый предмет в подставленную емкость с машинным маслом. Вылетающий натрий часто загорается. В масле горение сразу прекращается, но нужно быть психологически готовым к попаданию достаточно большого кусочка горящего натрия куда либо помимо емкости с маслом. И соответственно выбирать для мероприятия такое место, где кусочки горящего натрия не будут представлять опасности и не смогут нанести материальный ущерб. Из 6 клапанов добыто 6-7 граммов натрия. На фото - исходные клапаны, надпиленные клапаны, клапаны с обломанной шейкой и выбитый в семисотграмовую банку с небольшим к-вом машинного масла натрий. lenivec ________________________________________ Металлический натрий можно достать извлечь из ВЫПУСКНОГО!!!! клапана двигателя (Он выглядит как Большой гвоздь только остриё у него не острое, а плоское) такого как автубосный, маз, камаз, зил, комбайн и т.п. Там в движке у них 8 впускных и 8 выпускных (есть ещё 4 и 4 16 и 16 вроде) так вот Выпускной клапан внутри содержит Металлический Na! Я его так всё время доставал, у Меня у знакомого Дядя работал на ДЕПО так с автобуса он Мне давал (Я у него их покупал )) Если Вы всё же стали счастливым обладателям клапана то делаем следующее (Мой Метод!): Значит, берём Клапан и зажимаем его в тиски, затем берём ножовку и начинаем пилить, распил производится где-то сантиметра 3 от основания шляпки, пилим пилим пилим (Обязательно надо вставить новое полотно в ножовку так как если оно у вас б/у то Вы врядли сможете распилить его, Мне где-то полотна хватала на 2 клапана ) Пропилив миллиметра 3 вы увидите что он внутри как бы полый продолжаем пилить дальше когда его почти распилили то откусываем шляпку и цилиндрическую часть затыкаем пластилином (липучкой, жвачкой) пассатижами(плоскогубцами, кусачками) и уже рядом должна находится ёмкость с керосином или т.п. Я брал масло для швейных машин. Потом берём сверло (Оно уже должно заранее лежать возле Вас) мм 3-4 ну по диаметру полости клапана, и вкручиваем его, как штопор в пробку(можно пассатижами) сначала в ту часть где шляпка, если оно туда вкручивается как в пластилин Значит там Na! Затем вынимаем его и... О чудо! Сначала такой металлический блеск потом начинает розоветь и золотиться; переход цветов лучше не ждать, а сразу опустить сверло в масло и уже в масле ножом(гвоздём и т.п.) соскаблить его со сверла, так повторяем пока не извлечём его весь. Следом откупориваем другую половину клапана там натрия поменьше и делаем тоже самое. Можно попытаться извлечь ещё немного натрия из шляпки (т.к. она внутри полая и сверло некоторое кол-во не зацепило) Делается это так: Берутся перчатки (поплотнее) в ванне открывается тонкая струйка холодной воды (чуть толще спички) и прям под неё пододвигаем шляпку от клапана на пол секунды ---> из неё начинает доносится бедупредвищающее шипение затем берём её в руки(пассатижи, кусачки) переворачиваем и трясем как бы вытряхиваем,(Я вытряхивал на другой конец ванны(естественно он не должен быть влажным)) из неё выпадают такие беленькие или розовенькие комочки и сразу прилипают к ванне, их отколупываем и кладём в ёмкость с натрием. Чтобы плотно упаковать натрием баночку с-под нафтизина (10мл) понадобится 3-4 клапана. P.S. НЕ вздумайте пилить клапан балгаркой! потому что когда очень усердно пилишь его ножовкой иногда заметны искорки! а от болгарки ещё и загорится (Я правда таких случаев не знаю, но всё же...) И Ещё если клапан взять ВПУСКНОЙ то он выглядит примерно также только внутри он пустой! а есть ещё сплошные клапаны. И самое главное! Клапан должен иметь ПЛОСКУЮ шляпку, без всяких выемок и впадин, ну на Моём веку в клапанах с впадинами ничего не было ;(.