Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru

Железная лазурь, как зафиксировать цвет на ткани?


Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже!

Доброго времени суток.

Меня зовут Николай, я художник (но не химик)

У меня есть некоторое количество сухого пигмента железной(берлинской) лазури

нравится цвет, хочу попробовать поработать им по шерстяной ткани.

Такой вопрос:

Как доступными средствами сделать раствор лазури для нанесения на шерсть и

как потом закрепить окраску, чтобы она была устойчива к ручной стирке?

 

С уважением

Николай

Ссылка на комментарий

Прочной окраски ткани с готовым пигментом получить не удастся. Можно окрасить образец путём непосредственного осаждения железной лазури на волокнах ткани при последовательном пропитывании её растворами железного купороса и красной кровяной соли, или железных квасцов и жёлтой кровяной соли с последующей промывкой и сушкой. Но о стирке в обычных моющих средствах не может быть и речи - железная лазурь нестойка даже в слабощелочных растворах.

Ссылка на комментарий

Прочной окраски ткани с готовым пигментом получить не удастся. Можно окрасить образец путём непосредственного осаждения железной лазури на волокнах ткани при последовательном пропитывании её растворами железного купороса и красной кровяной соли, или железных квасцов и жёлтой кровяной соли с последующей промывкой и сушкой. Но о стирке в обычных моющих средствах не может быть и речи - железная лазурь нестойка даже в слабощелочных растворах.

Дело в том, что у меня есть несколько образцов шерстяной ткани , которые окрашены именно берлинской лазурью, они многократно подвергались стирке ( хозяйственное мыло) на цвете это почти никак не сказалось .

Зато стирка золой практически полностью убрала окраску у одного образца.

у меня было описание процесса от человека который красил эти образцы , но это было давно само описание утеряно и с этим человеком нет связи.

Опять же первооткрыватель Диппель как то красил лазурью ткани, и потом ей красили военные мундиры ( а это подразумевает надёжную фиксацию) есть мундиры 250 летней давности на которых окрас очень хорошо сохранился...

Изменено пользователем Николай Степанцов
Ссылка на комментарий

Возможно, стойкость к стирке я оценил несколько пессимистично. Но полагаю, что напрямую железной лазурью ткань нормально не выкрасить, нужно действовать по методу протравного крашения - пропитка в растворе одной соли, затем - в другой. В итоге краситель образуется непосредственно на поверхности волокон (я таким способом окрашивал древесину в тёмно-синий цвет).

Ссылка на комментарий

Смотрел репринт учебника 30х годов для кустарей, там предлагается сделать синьку из берлинской лазури.

Сначала в воде разводят щавелевую кислоту, потом добавляют лазурь. Лазурь должна раствориться в воде.

 

Теперь вопрос, возможно ли будет закрепить лазурь нейтрализацией щавелевой кислоты?

Изменено пользователем Николай Степанцов
Ссылка на комментарий

Опять же первооткрыватель Диппель как то красил лазурью ткани, и потом ей красили военные мундиры ( а это подразумевает надёжную фиксацию) есть мундиры 250 летней давности на которых окрас очень хорошо сохранился...

Алхимик Диппель - не первооткрыватель. Просто в его лаборатории работал Дизбах, и взял у Диппеля грязный поташ (точнее, золу, ходившую тогда как технический поташ). Грязь оказалась с гексацианоферратом, в результате получилась берлинская лазурь.

Смотрел репринт учебника 30х годов для кустарей, там предлагается сделать синьку из берлинской лазури.

Сначала в воде разводят щавелевую кислоту, потом добавляют лазурь. Лазурь должна раствориться в воде.

 

Теперь вопрос, возможно ли будет закрепить лазурь нейтрализацией щавелевой кислоты?

Это рецепт уже не Дизбаха, а Вильямсона (середина 19 века). Так что 250-летние мундиры делали точно не так. Кроме того, при добавлении щавелевой кислоты образуется комплекс, он не разрушится при нейтрализации.

 

Попробуйте все же последовательную пропитку, как рекомендовано grau. Кстати, по рецептуре Дизбаха, фактически, использовались железный купорос и желтая кровяная соль. Получившийся осадок (с двухвалентным железом) самопроизвольно окислялся воздухом до берлинской лазури.

Ссылка на комментарий

Как я понял с самим сухим пигментом у меня ничего не получится...

Хорошо, у меня есть пакет железного купороса и пакет жёлтой кровяной соли , кусок ткани

я очень извиняюсь, но объясните обывателю, что делать дальше?...

Ссылка на комментарий

Ещё такой момент.

Образец окрашенный лазурью замачивал в нашатырном спирте, через примерно 12 часов ткань полностью потеряла окрас.

я промыл её водой и примерно за двое суток цвет восстановился полностью.

Как нашатырь действует на лазурь?

Изменено пользователем Николай Степанцов
Ссылка на комментарий

Я вот здесь давал ссылки на старинные рецепты приготовления берлинской лазури. Там фигурируют алюмокалиевые квасцы (сойдут и алюмоаммонийные, хорошей заменой были бы хромокалиевые. Железоаммонийные для предлагаемой далее методики не пойдут!). Квасцы определенно служат буферной добавкой: при окислении первоначально выпавшего осадка воздухом должно происходить защелачивание среды. Образующаяся при этом гидроокись алюминия наверняка работает как коагулянт для берлинской лазури, которая известна способностью образовывать коллоидные растворы.

 

В общем, ткань надо сначала пропитать одним компонентом, высушить практически досуха, а потом другим. И куда-то добавить квасцы. По аналогии с протравными красителями (не корректной, правда), квасцы отправляем в первый раствор. Теперь: чем пропитывать сначала: купоросом или кровяной солью? Растворы железного купороса окисляются на воздухе, причем до очень устойчивых гидроксокомплексов трехвалентного железа. Пропитывать купоросом и сушить ткань - значит, окислить изрядную часть железа до достаточно инертных полиядерных комплексов. (Хотя, если купороса много, то можно и так попробовать: эти комплексы потом будут работать как буферная добавка, и можно будет обойтись без квасцов. Но я не считаю такой вариант наилучшим.) Поэтому сначала пропитываем раствором желтой кровяной соли и квасцов. Хромокалиевые квасцы не дадут осадка с кровяной солью, по крайней мере, в ближайший день. Поэтому их можно использовать вместо алюминиевых. А вот железоаммонийные дадут сразу.

 

Значит, мне представляется это примерно так. Раствором желтой кровяной соли и квасцов (такая смесь с алюминиевыми квасцами может храниться довольно долго, но в закрытой посуде и в темном месте; выпадение некоторых количеств берлинской лазури на стенках практически неизбежно, но раствор, полагаю, и при этом останется годным) пропитывается ткань и высушиватся. Безусловно, кровяная соль при этом разложится, в очень небольшой степени. В основном - до той же берлинской лазури. И частично (тоже в очень малой степени) окислится до красной кровяной соли кислородом воздуха. Это ничему не помешает.

 

Далее - опускаем ткань в раствор железного купороса. Окраска, по идее, должна быть видна сразу, так как в купоросе неизбежно будут примеси трехвалентного железа. Нет особого смысла выдерживать ткань долго в этом растворе. Мне кажется, лучше окунуть, дождаться, пока ткань действительно промокнет, и вынуть ее, для лучшего воздействия атмосферного кислорода. Для удаления побочных продуктов ткань вроде бы надо промыть. Тут я не знаю, промывать ли ее еще влажной, или дать высохнуть. Почти уверен, что промывка влажной ткани смоет часть берлинской лазури в виде коллоидного раствора, но зато удалит больше примесей. В принципе, при просушке все эти примеси, которые потом не захотят отмыться, все равно перейдут в слабо окрашенные соединения вроде гидроокиси железа или его основных солей, так что на них можно и наплевать.

 

Конкретные концентрации растворов для пропитки чисто из головы дать не могу, это надо пробовать.

 

Ваши опыты с аммиаком, на самом деле, очень интересны, я нигде в литературе такого не встречал. Если полагать, что берлинская лазурь имеет в своей структуре вакансии по гексацианоферрату, а ионы железа на месте этих вакансий координируют молекулы воды, то обратимое изменение окраски под действием аммиака можно объяснить полным гидролизом этой координированной воды (был бы он частичным, окраска бы хоть частично сохранилась за счет негидролизованного железа, а она у берлинской лазури очень интенсивная). С образованием гидроксокомплексов железа и ионов аммония. Ну, практически, соль. И эта соль под действием паров воды постепенно гидролизуется, ион аммония разрушается до аммиака, улетающего в атмосферу, и восстанавливается исходный состав берлинской лазури. Весьма интересное наблюдение.

 

ЗЫ: В силу последнего пункта квасцы в рецептуре могут быть заменены абсолютно любой солью аммония. Да, есть риск при окраске получить слабо окрашенную тряпочку. Но со временем окраска проявится по полной.

Изменено пользователем mypucm
Ссылка на комментарий

mypucm спасибо за ссылку, чрезвычайно любопытная книга

Интересно заметить, что в вопросе "библейского синего",( который по мнению многих исследователей является синим оттенком античного пурпура).

есть мнение. что этот "библейский синий" был берлинская лазурь, только вместо крови использовались чернила каракатицы

( и тогда получается, что берлинская лазурь была известна ещё до н.э. )

 

Ну... от лазури я отставать не собираюсь, буду пробовать , железный купорос у меня есть, правда остальное думаю будет сложновато достать.

 

Можно ли вопрос использования сухого пигмента для окраски ткани считать закрытым, за невозможностью использования?

Изменено пользователем Николай Степанцов
Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...