Всем доброго дня!
В своей работе со школьниками постоянно сталкиваюсь с очень низким уровнем знания и понимания химии. [Моё личное мнение - это связано с неудачным подходом к химии в школьной программе, в результате чего только единицы способны осилить школьную программу по химии.] Я считаю, что эту ситуацию можно и нужно исправлять - в частности, за счёт создания игр. Почему именно игры? Чтобы задействовать внутреннюю мотивацию ребят (быстрее-выше-сильнее), а также для того, чтобы естественным и неутомительным образом организовывать повторение (ведь многое в школьной программе лучше не только понять, но и запомнить, чтобы сэкономить силы в дальнейшем).
Сразу на крупный проект я не размахиваюсь - поэтому образовательная составляющая игры будет состоять из трех компонентов: тестов с вариантами ответов, картинок с вариантами описаний того, что на них, и текстов с пропусками, которые нужно правильно заполнить.
Если говорить про информационную составляющую игры, я вижу четыре направления (в рамках минимального инструментария, который я привёл выше):
а) Исторический подход к химии: описывать открытия, теории, гипотезы, эксперименты в той последовательности, в которой это всё происходило (ну, насколько мы можем об этом судить). Плюсы этого подхода в том, что он междисциплинарный, то есть работает на расширение угла зрения в целом, а также наглядно демонстрирует роль химии в технологическом развитии и уровне жизни. Минусы: описание истории химии уже подразумевает некоторый уровень понимания химии; на многие вопросы, которые возникают с самого начала, можно получить ответы только в самом конце этого описания (19й-20й века).
б) Химия в окружающем мире. Собирание воедино ключевых химических процессов, с которыми сталкивается каждый; интересных опытов, которые можно ставить в домашних условиях; бытовой техники безопасности; и лайфхаков использования химических процессов. И, конечно, основных химических принципов (философских, можно сказать). Плюсы в том, что это наиболее близкая к повседневной жизни часть химии - так что она и наиболее полезная, и наиболее интересная. Но в то же время она даёт меньше всего системного понимания.
в) Химия с нуля с позиции исследователя. В рамках этого подхода акцент делается на методологии химии и на выводах, которые можно делать из экспериментов (а какие выводы делать нельзя). Наблюдения, гипотезы, постановка и проведение экспериментов, постепенное расширение параметров, за которыми мы можем наблюдать в ходе экспериментов - вот основной прицел этого подхода. Плюсы: в рамках такого подхода игрок может понять, каким образом возникла стройная система химических знаний, стать её соавтором (в некотором смысле). К тому же это формирует способ мышления, который будет полезен будущим химикам - и теоретикам, и практикам. Минус: этот подход требует наибольших мыслительных усилий, и формат теста позволяет “схалтурить” и не вникать глубоко в логику накопления знаний.
г) Стандартный, “теоретический” подход. Я специально поставил его на последнее место, поскольку он кажется мне наименее удачным. Набор терминов, правил и законов - это компактно и в этом смысле удобно, и он бесспорно позволяет решать разнообразные задачи и отвечать на вопросы, но этот набор часто напоминает воздушный замок (потому что нет понимания, откуда это всё взялось и почему это так работает).
Мне кажется, все эти подходы надо комбинировать, чтобы каждый мог выбирать свой путь освоения химии.
Что я надеюсь здесь найти:
1. Помощь в работе над базой вопросов/текстов по всем этим темам. Это большая работа, в одиночку я с ней не справлюсь - поэтому ищу желающих поучаствовать. Энтузиасты, найдитесь!)
2. Может быть, вы лично не заинтересованы в этом, но знаете тех, кому это интересно. Расскажите, буду рад!
3. Разработчики игр/дизайнеры тоже нужны. Конечно, можно и на коленке состряпать, но уж если делать игру - почему бы не сделать её симпатичной и умелой)
Писать можете сюда: https://vk.com/the_____game или сюда: https://web.facebook.com/profile.php?id=100002017170533 Можно и на почту aleks.kap90@gmail.com, хотя соцсети предпочтительнее.
На часть вопросов я готов ответить и здесь, но не на все
З.Ы. Я в курсе, что уже есть N-ное количество игр по химии; тем не менее я не знаю ни одной, которая действительно позволяла бы разобраться в основах химии - то есть не просто в наборах алгоритмов и мнемониках "увидел А - делай Б", а приводила бы к пониманию, откуда, что и почему растёт. Если вы знаете такие игры - поделитесь со мной, я буду знать, что советовать другим