Ещё отец-основатель гальванопластики, Б. Якоби при изготовлении своего первого медного рельефа жаловался на трудности отделения копии от её медной формы. С тех пор мастера гальванопластики продолжают смачивать поверхность серной печенью, серебрят, полируют, а трудностей не убавляется. Те же, кто пишет книги, приводят много непроверенных рецептов – работа такая.
Расскажу о своём опыте. Я делал медные раковины из вторсырья путём наращивания гальванической меди на тыльную сторону раковин из нержавстали. Любознательный читатель может посмотреть мои темы на сайте ХиМиК.ru от 2008г. или в блоге http://coppersink.blogspot.com/2008/09/3.html Сделал и главное продал ок. 400 штук. Трудности отделения медной раковины от её формы из нержавеющей стали преодолел, но не сразу. Решение оказалось неочевидным: нужно укрепить тыльную сторону бортика медной раковины с помощью полистирольной смолы (самая дешёвая из покупных), чтобы он стал жёстким и медь потеряла пластичность. Далее, при подклинивании строго с противоположных сторон форма и модель разъединяются.
Привожу свои наблюдения.
1.После очистки раствора от органических загрязнений с помощью активного угля, разделение формы и гальванокопии происходит неожиданно легко. Анализ этого явления показал, что мельчайшие частицы угля, оставшиеся в растворе, при включении рабочего тока активно оседают на катоде, создавая разделительный слой, так что поверхность формы заметно чернеет.
2.При осаждении меди в грязной ванне модель и форма разъединяются легче
Что из этого следует?
Для успешного отделения медной формы от гальванокопии необходимо укрепить смолой ложный бортик гальваноизделия (потом отпилите). Если не поможет, следует в начале процесса натереть форму графитом, может быть предварительно смешав его с вазелином (петролатумом).
Попробуйте, может я прав?