Перейти к публикации
Форум химиков на XuMuK.ru
e_dk

Раствор для травления плат

Рекомендованные сообщения

Чем не угодило хлорное железо? -Травишь, пускаешь ток с графитовых электродов - медь на катоде, FeCl3 в растворе(+ примесь солей меди).

 

боюсь что это будет не так-то просто(хотя конечно добиться можно, но не вижу смысла париться).

 

Железо в норме при разумных плотностях тока(то есть если брать нормальный большой анод) растворяться будет как 2-валентное,

чтобы получить 3-валентное надо повысить потенциал, то есть нужна высокая плотность тока(поляризация), причем по всему электроду,

а то будет подсирать 2-валентным железом...

 

Вообще, классически насколько я помню хлорное железо регенерируется газообразным хлором, а не электрохимически.

 

С электрохимией на катоде тоже будут проблемы - там можно выловить не только медь, но и само железо!

 

А вот когда его в растворе нет, то и проблем нет - понятно почему хлорид меди проще? ;)

 

 

Хотя теоретически можно попробовать и с железом: режим получается такой - малая площадь анода(гвоздь например),

и большая площадь катода. Причем за потенциалами надо следить - а то будет что-нить не то выделяться...

(как бы не пришлось делать круглую ванну - то есть типа трубка и внутри анод-гвоздик, питать наверно можно будет сразу напряжением

тк такой анод малой площади сам будет ограничивать и стабилизировать ток...)

 

Vladimir

PS как-то пробовал такой режим электролиза нержавейки в растворе соли - получил гель из гидроксида никеля и железа, так что там еще по кислотности надо будет заморачиваться...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость derba

хлорид меди(1) плохо растворяется в воде, ввиду чего, для ускорения процесса, приходится чем-нибудь его счищать. Чем не угодило хлорное железо? -Травишь, пускаешь ток с графитовых электродов - медь на катоде, FeCl3 в растворе(+ примесь солей меди).

т.е. помогать травить электрохимическим методом? Попробовал, это не стОит делать. Даже под битумным лаком дорожки подтравливаются, а уж под лазерным тонером все дорожки посыпятся. Регенерировать FeCl3 можно электрохимическим методом. Я добавлял немного серной кислоты, и в качестве анода использовал свинец. (без серной кислоты немного разрушается, а так покрывается нерастворимым сульфатом свинца). Затем после удаления меди нужно окислить двухвалентную медь в трехвалентную. Можно перекисью, я делал при помощи аквариумного компрессора. Регенерируется, однако свежим травить лучше. Да, и при травлении лучше подавать воздух, хорошо перемешивается, и быстрее травит, только надо плату распологать вертикально.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Воздух будет выносить кислоту - солянка вонючая, но травит быстрее...

 

Если использовать серную кислоту(ну сульфаты в смысле) - то посмотрите на персульфат.

(причем можно применять защиту дорожек свинцом - дешевле чем серебро)

 

 

Да, про фокус с хлорным железом плотностью 1.73 и защитой серебром все знают? ;)

 

Что химики могут предложить для рассчета подобных потенциалов и концентраций?..

 

Vladimir

PS поясню если кто не понял - при этой плотности(если мой склероз не изменяет ;) )

ЭДС гальванической пары медь-серебро равно 0 и нет подтравливания дорожек при защите серебром...

 

PPS с лазерно-утюговой технологией там грабли не в травителях - там просто порошок

не плавиться в принтере(иначе бы он растекся в кляксу), а спекается - соотв. если посмотрите

под микроскопом то увидете что между частицами тонера есть большие дырки, так что я не знаю

чем тут поможет подбор травителя(или может быть есть какой фокус? ;) )...

(то есть для ЛУТ лучше научиться делать сплошное покрытие без дыр и травить чем угодно)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость derba

Воздух будет выносить кислоту - солянка вонючая, но травит быстрее...

 

PPS с лазерно-утюговой технологией там грабли не в травителях - там просто порошок

не плавиться в принтере(иначе бы он растекся в кляксу), а спекается - соотв. если посмотрите

под микроскопом то увидете что между частицами тонера есть большие дырки, так что я не знаю

чем тут поможет подбор травителя(или может быть есть какой фокус? ;) )...

(то есть для ЛУТ лучше научиться делать сплошное покрытие без дыр и травить чем угодно)

Травление на открытом воздухе, да и унос хлористого водорода незначителен.

ЛУТ технологией получаются платы хорошего качества. По всей видимости, в порах сидит воздух и не позволяет хлорному железу проникать в середину. Если утюг недогрет, то дорожки после травления получаются "конопатыми", при перегреве дорожки расплываются. Надо строго держать температуру.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Травление на открытом воздухе, да и унос хлористого водорода незначителен.

 

это так называется полный унос? ;)

(или хлороводород образует азеотропы с водой? Лень в таблицу лезти, но что-то не замечал - обычно выдыхается полностью)

 

 

При продувке воздухом с кислотой приходиться работать так: она добавляется резко порциями до полной реакции, так чтобы лишней в растворе оставалось не много - вся лишняя все равно улетит с воздухом, да еще и будет "вкусно пахнуть"...

 

То есть, работаете пока осадок и налет не достанет - после чего он "гасится" кислотой - кислота вся должна расходоваться на реакцию, чтобы лишней было в растворе не много.

 

 

ЛУТ технологией получаются платы хорошего качества.

 

напишите это на каком-нить радиолюбительском форуме - узнаете о себе много нового ;)

 

У 99% людей из ЛУТ ничего хорошего не получается - в лучшем случае случайно, не стабильно и только платы малого размера.

 

По всей видимости, в порах сидит воздух и не позволяет хлорному железу проникать в середину.

 

а в микроскоп заглянуть не пробовали? ;) Иногда помогает...

 

Если утюг недогрет, то дорожки после травления получаются "конопатыми", при перегреве дорожки расплываются. Надо строго держать температуру.

 

скажу вам по секрету, что утюгом еще никому не удалось получить по ЛУТ-технологии хорошую плату...

 

Там не только надо очень точно(интервал пластикации тонера очень не большой, особенно если тонер левый дешевый, а других давно уже нет) держать температуру в области где тонер уже пластичный, но еще не жидкий, но и давление, и, главное, время выдержки получается довольно большим...

 

(В одном из вариантов на фирменном прессе помню были такие параметры - 150 градусов и выдержка 3 минуты - вот после этого тонер БЛЕСТИТ, думаю уже догадались чем он будет отличаться под микроскопом от того что можно обычно получить с утюга)

 

Vladimir

PS по секрету скажу что нагрев не единственный способ пластифицировать тонер - мне например удавалось подобрать растворители и пластифицировать в парах растворителя, после чего можно перекатать и на холодную...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость derba

это так называется полный унос? ;)

(или хлороводород образует азеотропы с водой? Лень в таблицу лезти, но что-то не замечал - обычно выдыхается полностью)

 

 

При продувке воздухом с кислотой приходиться работать так: она добавляется резко порциями до полной реакции, так чтобы лишней в растворе оставалось не много - вся лишняя все равно улетит с воздухом, да еще и будет "вкусно пахнуть"...

 

То есть, работаете пока осадок и налет не достанет - после чего он "гасится" кислотой - кислота вся должна расходоваться на реакцию, чтобы лишней было в растворе не много.

 

 

 

 

напишите это на каком-нить радиолюбительском форуме - узнаете о себе много нового ;)

 

У 99% людей из ЛУТ ничего хорошего не получается - в лучшем случае случайно, не стабильно и только платы малого размера.

 

 

 

а в микроскоп заглянуть не пробовали? ;) Иногда помогает...

 

 

 

скажу вам по секрету, что утюгом еще никому не удалось получить по ЛУТ-технологии хорошую плату...

 

Там не только надо очень точно(интервал пластикации тонера очень не большой, особенно если тонер левый дешевый, а других давно уже нет) держать температуру в области где тонер уже пластичный, но еще не жидкий, но и давление, и, главное, время выдержки получается довольно большим...

 

(В одном из вариантов на фирменном прессе помню были такие параметры - 150 градусов и выдержка 3 минуты - вот после этого тонер БЛЕСТИТ, думаю уже догадались чем он будет отличаться под микроскопом от того что можно обычно получить с утюга)

 

 

 

Уже был вопрос про ЛУТ. Пост 26.

http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=97825&st=20

Там размео платы:

Размер платы 170*100 мм.

http://s46.radikal.ru/i112/1111/db/f32809c36ef7.jpg

Вот 170*95 мм.

Таких плат много. Есть плата, пока в проекте 140*200, буду с понедельника заниматься.

Что, я могу сказать, если ЛУТ не выходит, в кривых руках и ружье не стреляет.

В микроскоп смотрел, есть,конечно отдельные пятна, а в общем картина не плохая.

 

Насчет уноса, да осадок получается, но не только, и не столько из за уноса. Дело в том, что железо двухвалентное под действием кислорода окисляется до трехвалентного, оттуда и недостаток ионов хлора.

 

FeCl2+O2+H2O->FeCl3+2Fe(OH)3 коэф. расставлять лень

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ну и какую плотность дорожек удалось получить в таком ЛУТ?

 

Параметры моей технологии 20-летней давности: 1-2 дорожки у планара(1.25) между ногами(реальная плата 20-лет давности).

(никаких лазеров - древный совецкий графопостроитель и игла по лаку)

 

Ширина линии около 70 мкм, не проблема улучшить в разы

(тупой иглой - годами не точу, то есть все дубово "на дурака", могу хоть счас вытащить подготовленные 15-20 лет назад

заготовки и все заработает с первого раза без всякого гемороя даже без тренировки, чего не скажу про ЛУТ)

 

Шаг перемещения - 25 мкм, точность с калибровкой и коррекцией искажений в принципе такая-же.

(по кр мере после 4 часов рисования повторный запуск идет точно по тому-же месту, даже не скажешь сколько раз повторялось - смещение

на 1 шаг 25 мкм уже отлично будет заметно на рисунке)

 

 

 

А в вашем режиме ЛУТ я так понимаю сделать что-то точнее платы для блока питания будет весьма проблематично...

(там же режим вплавления перегретого тонера в бумагу я так понял используется?

Я подобное пробовал на фирменной бумаге EPSON для струйной печати - которая была покрыта не мелом, а какой-то мелко-мелко порубленной целлюлозой,

но что-то как-то не припомню восторга от этой технологии ;) )

 

Vladimir

PS как насчет позаниматься исследованиями и доработкой технологии?..

(идейки кое-какие имеются, но времени не хватает на эксперименты - там надо проверять и подбирать кое-что)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость derba

Ну и какую плотность дорожек удалось получить в таком ЛУТ?

 

Параметры моей технологии 20-летней давности: 1-2 дорожки у планара(1.25) между ногами(реальная плата 20-лет давности).

 

Ширина линии около 70 мкм, не проблема улучшить в разы

(тупой иглой - годами не точу, то есть все дубово "на дурака", могу хоть счас вытащить подготовленные 15-20 лет назад

заготовки и все заработает с первого раза без всякого гемороя даже без тренировки, чего не скажу про ЛУТ)

 

Шаг перемещения - 25 мкм, точность с калибровкой и коррекцией искажений в принципе такая-же.

(по кр мере после 4 часов рисования повторный запуск идет точно по тому-же месту, даже не скажешь сколько раз повторялось - смещение

на 1 шаг 25 мкм уже отлично будет заметно на рисунке)

 

 

 

 

 

У меня получается четко:

Расстояние между ножками 0.4 мм (SMD монтаж).

Мин толщина дорожек, что четко получается 0.2 мм, но использую такое разрешение только для надписей.

 

Толщина текстолите 25 микрон, следовательно, разрешение меньше 50 микрон даже теоретически получить нельзя, реальное разрешение, при такой толщине текстолита 100 микрон. Так, что то не верится насчет разрешения в 25 и 70 микрон, нарисовать можно, а смысл? Реально меньше 100 мирон получить нельзя. Такую толщину, даже меньше в промышленности получают хим осаждением, а не травлением. Знаю точно, так можно получить 3 дорожки между стандартными ножками DIP микросхемы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость derba

У 99% людей из ЛУТ ничего хорошего не получается - в лучшем случае случайно, не стабильно и только платы малого размера.

http://www.google.com.ua/images?q=%D0%BB%D1%83%D1%82+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA&hl=ru&source=hp&gbv=2&gs_sm=c&gs_upl=1359l8062l0l11515l11l9l4l0l0l0l313l1377l2-3.2l5l0&oq=%D0%BB%D1%83%D1%82+%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F+%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&aq=f&aqi=&aql=1&oi=image_result_group&sa=X

Вот нашел в интернете, у меня примерно такое качество. Технология простая, но требует точности. У меня платы двухсторонние, и больше хлопот доставляет совмещение, чем перенос рисунка. Хотя в 0.2-0.3 мм при совмещении вписываюсь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Толщина текстолите 25 микрон, следовательно, разрешение меньше 50 микрон даже теоретически получить нельзя, реальное разрешение, при такой толщине текстолита 100 микрон. Так, что то не верится насчет разрешения в 25 и 70 микрон микрон, нарисовать можно, а смысл? Реально меньше 100 мирон получить нельзя. Такую толщину, даже меньше в промышленности получают хим осаждением, а не травлением. Знаю точно, так можно получить 3 дорожки между стандартными ножками DIP микросхемы.

 

строго говоря(раз уж тема про травление :) ), в промышленности есть такой коэффициент F, в общем, в принципе вроде как какие-то добавки или шаманские методы(вроде струйной травилки :) ), позволяющие получить дорожку в несколько раз уже чем толщина фольги...

 

Ну а если пофантазировать насчет например электрохимического травления, то теоретически можно сделать скажем катод в виде рисунка платы краской, и получить эффекты еще круче... (причем там вроде как и "подтрав" тонера будет пофиг, либо замазать поры тонера чем-нить вроде масла )

 

Ну что химики, есть желание поизобретать велосипеды? ;)

 

Vladimir

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете опубликовать сообщение сейчас, а зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, войдите в него для написания от своего имени.
Примечание: вашему сообщению потребуется утверждение модератора, прежде чем оно станет доступным.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Вставить в виде обычного текста

  Разрешено не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Загрузка...

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...