Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru
β

Моделируем в квестовой игре хим.лабораторию,нужно чтобы...


Упоротый_лис

Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже! 200 руб. на 1-й заказ по коду vsesdal143982

Большое спасибо за ответ, но очень хотелось бы обойтись безвредными растворами и без открытого огня. 

 

Еще не совсем понял как в пробу жидкости, приписанную к персонажу пришельца, внести нитрат-ионы, простите нуба.

Спиртовки используются на лабораторных работах в тех школах, где их еще проводят, раствор гидроксида калия - не так что бы был опасен. 

Не совсем понятно, это игра в реале или в виртуале? Если в виртуале, то можете обзывать вещества как хотите.

 

В пробу вносить не надо, по легенде нитраты должны продуцироваться зараженным объектом, т.е. есть - пришелец, нету - наш человек.

Ссылка на комментарий

Я тоже не зарегистрирован. На всякий случай предложу такой вариант

 

2341_h.jpg

 

 

 

с объяснением принципа метода. При достаточной выборке пару "инопланетян" выявите  :lol:

Митя, большое спасибо. Кто-то из наших уже говорил, что гораздо проще разжиться, пардон, баночкой аммиачного раствора беременной и вооружить беднягу химика тестом (щас меня стошнит). 

Спиртовки используются на лабораторных работах в тех школах, где их еще проводят, раствор гидроксида калия - не так что бы был опасен. 

Не совсем понятно, это игра в реале или в виртуале? Если в виртуале, то можете обзывать вещества как хотите.

 

В пробу вносить не надо, по легенде нитраты должны продуцироваться зараженным объектом, т.е. есть - пришелец, нету - наш человек.

Игра в самом наиреальнейшем реале. Но пронумерованные банки с якобы анализами чего-то там пронумерованных участников готовятся до игры. Это как Мафия с уклоном в Чужих. Пришельцев немного, они всех своих знают. Если люди не смохают вначале, и проведут анализ банок, то останется только переловить и вылечить нежитей. Если пришельцы (которых люди пока не выявили) уничтожат банки, придется таскать на томограф всех подряд, а воздуха только на 1 час осталось, короче катастрофа. Спиртовки начальство не одобрит, ибо огонь и провоцирующее содержимое. Играем в старинном здании библиотеки, там говорят, свой призрак есть, на фото иногда проявляет себя. 

Мне хотелось бы просто сочетание двух безобидных веществ для определения присутствия в стаканчике контрольного вещества. Обзывать вещества ненастоящими именами не хочется. Хочется, чтобы игра напоминала жизнь.

 

Аа, формирование готовности к профессиональному самоопределению.. :)

Тогда чисто субъективно предложу такой вариант.  Он лежит маленько за пределами школьной программы, но в нем поддержан принцип историзма. Для 8-миклассников самое то! 

 

Блин, что-то ссылка не получается. Тогда так: гуглите текст 

Природные кислотно-основные индикаторы

 

Большое спасибо, сам думал про лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, но не хотелось бы давать индикатор в чистом виде, чтобы задача как минимум в 2 действия. Выбор ролей в наших играх добровольный, когда вызываем добровольца-химика, явно не слабачок первым руку потянет.

Дочитал до конца, по-моему, годится.

Мы во время игр чай пьем с вареньем. Нельзя ли сироп смородинового варенья использовать? Вроде тот же отвар ягод, правда с сахаром. Мы бы в ролях прописали, что пришельцы, в отличие от людей, мочатся кислотой, а дальше уксус им в стаканчики. В очередной раз спасли бы планету.

А вот и в середине вычитал, зеленка и пурген! Отлично, всем спасибо, всех люблю, пошел к нашим выпендриваться глубиной химичских познаний. 

Изменено пользователем Упоротый_лис
Ссылка на комментарий

Тогда в пробу можете капнуть немного хлорида или нитрата железа (III), а в качестве реактива использовать роданид калия или аммония - не нужно греть, и вещества неопасные. И эффект заметный - ярко-красное окрашивание.

И еще, а чего это ваш учитель химии отмалчивается? любой может кучу ярких реакций напридумать. 

Изменено пользователем NLVN
Ссылка на комментарий

Да тут побольше действий будет! Приготовить индикатор- отвар черники (например), профильтровать, проверить им раствор лимонной кислоты и соды.

Вот чую я, не воспринимаете вы всю методическую ценность. Наверно не нашли этот план?

Вот он:

Природные кислотно-основные индикаторы

Дубакина Татьяна Александровна, учитель химии
Разделы: Преподавание химии

Цель:

Рассмотреть историю открытия некоторых кислотно-основных индикаторов.
Изучить методику приготовления природных индикаторов.
Определить экспериментальным путем возможность использования природных индикаторов для определения среды некоторых бытовых растворов.
Развитие и укрепление интереса к предмету.
Совершенствование экспериментальных умений и навыков, развитие опыта самореализации, положительной мотивации к обучению, опыта коллективного взаимодействия.
1. Теоретическая часть. Индикаторы (от английского indicate-указывать) - это вещества, которые изменяют свой цвет в зависимости от среды раствора. С помощью индикаторов качественно определяют реакцию среды. Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль провел тысячи опытов. Вот один из них. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Случайный опыт? Случайная находка? Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого случая. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку. В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли ученому открыть новую кислоту - фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Одним из давно известных индикаторов является лакмус. Хотя лакмус уже в течение нескольких столетий, верно, служит людям, его состав так до конца и не изучен. Лакмус- это сложная смесь природных соединений. Он был известен уже в Древнем Египте и в Древнем Риме, где его использовали в качестве фиолетовой краски- заменителя дорогостоящего пурпура. Затем рецепт приготовления лакмуса был утерян. Лишь в начале 14 века во Флоренции вновь была открыта фиолетовая краска орсейль, тождественная лакмусу, причем способ ее приготовления в течение многих лет держали в секрете.

Готовили лакмус из специальных видов лишайников. Измельченные лишайники увлажняли, а затем добавляли в эту смесь золу и соду. Приготовленную таким образом густую массу помещали в деревянные бочки, добавляли мочу и выдерживали долгое время. Постепенно раствор приобретал темно- синий цвет. Его упаривали и в таком виде применяли для окрашивания тканей. В 17 веке производство орсейли было налажено во Фландрии и Голландии, а в качестве сырья использовали лишайники, которые привозили с Канарских островов.

Похожее на орсейль красящее вещество было выделено в 17 веке из гелиотропа - душистого садового растения с темно- лиловыми цветками. Именно с этого времени, благодаря Р. Бойлю, орсейль и гелиотроп стали использовать в химической лаборатории. И лишь в 1704 году немецкий ученый М. Валентин назвал эту краску лакмусом.

Сегодня для производства лакмуса измельченные лишайники сбраживают в растворах поташа (карбоната калия) и аммиака, затем в полученную смесь добавляют мел и гипс.

В 19 веке на смену лакмусу пришли более прочные и дешевые синтетические красители, поэтому использование лакмуса ограничивается лишь грубым определением кислотности среды. На смену лакмусу в аналитической химии пришел лакмоид - краситель резорциновый синий, который отличается от природного лакмуса и по строению, но сходен с ним по окраске: в кислой среде он красный, а в щелочной - синий.

В наши дни известны несколько сот кислотно-основных индикаторов, искусственно синтезированных начиная с середины 19 века. Индикатор метиловый оранжевый (метилоранж) в кислой среде красный, в нейтральной – оранжевый, а в щелочной – синий.

Более яркая цветовая гамма свойственна индикатору тимоловому синему: в кислой среде он малиново-красный, в нейтральной – желтый, а в щелочной – синий. Индикатор фенолфталеин (в медицинской практике его раньше называли пургеном, сейчас редко применяют в качестве слабительного) в кислой и нейтральной среде – бесцветен, а в щелочной имеет малиновую окраску. Поэтому фенолфталеин используют лишь для определения щелочной среды. В зависимости от кислотности среды изменяет окраску и краситель бриллиантовый зеленый (его спиртовой раствор используется как дезинфицирующее средство – зеленка). В сильнокислой среде его окраска желтая, а в сильнощелочной среде раствор обесцвечивается.

Однако в последнее время в лабораторной практике используется универсальный индикатор- смесь нескольких индикаторов. Он позволяет легко определить не только характер среды, но и значение кислотности (рН) раствора.

2. Экспериментальная. Далее детям предлагается исследовать природные вещества на предмет создания и выявления методики приготовления индикаторов из природных веществ.

Для установления методики приготовления растительных индикаторов дети изучали и исследовали соки ярко окрашенных плодов и ягод, клеточный сок лепестков цветков разных растений, таких как: ромашки, шиповника, календулы, свеклы, пиона, черники, черной смородины, чая, отвар коры дуба, брюссельской капусты. Наилучшие результаты были получены при использовании следующих растений: черники и смородины.

Методика приготовления самодельных растительных индикаторов.

Приготовили отвар из сока ягод черники или черной смородины.
К 30 г. ягод добавили 1 столовую ложку горячей воды.
Довели раствор до кипения.
Охладили, дали раствору отстояться.
Отфильтровали. Для фильтрования использовали воронку, приготовленную из пластмассовой бутылки и фильтровальную бумагу.
Нарезали фильтровальную бумагу.
Пропитали полоски фильтровальной бумаги приготовленным отваром.
Высушили полоски, не допуская попадания яркого свет.
Хранили приготовленные индикаторные бумажки в темной посуде.
Испытали действие приготовленных индикаторов в стандартных кислотно- основных растворах: уксусной кислоты и соды.
вещества

Раствор уксусной кислоты

Раствор соды

черника

красный

синий

Черная смородина

красный

синий

Приготовленные индикаторы использовали для определения среды разных бытовых растворов: растворов мыла, зубной пасты, сока, кефира, молока, шампуня. Сделали вывод о среде этих растворов. Результаты занесите в таблицу.
Вещества

Цвет

Характер среды







Проанализируйте результаты полученных исследований. Сделайте выводы.
Литература.

А.А. Карцова. Химия без формул или знакомые незнакомцы.Авалон, Азбука-классика, СПб.-2005.
Г.И.Штремплер. Домашняя лаборатория. ( Химия на досуге). М., Просвещение, Учебная литература.- 1996.
Химия: Энциклопедия для детей.- М.: Аванта+, 2000.
О.С.Габриэлян. Настольная книга учителя. Химия.8 класс, Дрофа, М.-2002.
Б.Д.Степин, Л.Ю. Аликберова. Книга по химии для домашнего чтения., М. Химия.-1995

 

Изменено пользователем Himeck
Ссылка на комментарий

Тогда в пробу можете капнуть немного хлорида или нитрата железа (III), а в качестве реактива использовать роданид калия или аммония - не нужно греть, и вещества неопасные. И эффект заметный - ярко-красное окрашивание.

И еще, а чего это ваш учитель химии отмалчивается? любой может кучу ярких реакций напридумать. 

Так я ж не в школе работаю, а в Центре занятости профконсультантом. Учитель химии у меня вторым пунктом идет, как непосредственный источник веществ, а тут хотел идеями обогатиться. Так и вышло. Всем спасибо, как-нибудь отбатрачу.

Ссылка на комментарий

Индикаторы кислотности, это не сильно интересно, вот глюкозу от фруктозы научиться отличать (гуглим проба Селиванова), тут и третье вещество, или реакцию серебряного зеркала пусть проводят. Самое главное что органолептически пробы не так просто отличить. А вот растворы кислоты или щелочи можно просто по запаху и вкусу определить. Зачем же упрощать задачу до элементарной.

 

Простую сладкую газировку отличить от тоника можно в ультрафиалете в темноте. Квест на поиск лампы. (Флюорисцирует хинин)

Можно объединять квесты,  подмешав хинин к фруктозе. нашли лампу ищем хинин, не нашли окрашиваем фруктозу 
Кстати для пробы Селиванова стаканчики греть можно в микроволновке.

 

Но я думаю, надо вообще придумывать несколько вариантов, если этот сценарий не одноразовый.


А еще я бы стал познакомил школьников с процессом проявления фотографии (подготовить заранее "рентгенограммы" пришельцев и людей с паразитом в груди.  На фотобумаге, пускай проявляют.


Про зеленку, и пурген.  Можно научить отличать живительный бриллиантовый зеленый от контрафактного малахитового зеленого. (в щелочи зеленка выпадает в осадок, а малахитовый зеленый просто обесцветится. Следы неаккуратность при проведении опытов останутся на руках. три баночки со щелочью кислотой и пургеном подписывать не надо. Пускай поищут щелочь сами 

Изменено пользователем nikanykey
Ссылка на комментарий

Индикаторы кислотности, это не сильно интересно, вот глюкозу от фруктозы научиться отличать (гуглим проба Селиванова), тут и третье вещество, или реакцию серебряного зеркала пусть проводят. Самое главное что органолептически пробы не так просто отличить. А вот растворы кислоты или щелочи можно просто по запаху и вкусу определить. Зачем же упрощать задачу до элементарной.

 

Простую сладкую газировку отличить от тоника можно в ультрафиалете в темноте. Квест на поиск лампы. (Флюорисцирует хинин)

Можно объединять квесты,  подмешав хинин к фруктозе. нашли лампу ищем хинин, не нашли окрашиваем фруктозу 

Кстати для пробы Селиванова стаканчики греть можно в микроволновке.

 

Но я думаю, надо вообще придумывать несколько вариантов, если этот сценарий не одноразовый.

А еще я бы стал познакомил школьников с процессом проявления фотографии (подготовить заранее "рентгенограммы" пришельцев и людей с паразитом в груди.  На фотобумаге, пускай проявляют.

Про зеленку, и пурген.  Можно научить отличать живительный бриллиантовый зеленый от контрафактного малахитового зеленого. (в щелочи зеленка выпадает в осадок, а малахитовый зеленый просто обесцветится. Следы неаккуратность при проведении опытов останутся на руках. три баночки со щелочью кислотой и пургеном подписывать не надо. Пускай поищут щелочь сами 

Царский ответ, премного благодарен. Действительно, уксус можно просто по запаху отличить, а вот с зеленками и тоником гораздо веселее получится.

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...