Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru
β

Байки старого химика


ProfP

Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже!

Кажется эта история уже была :)

Коллега, мы ценим ваши истории, просто вчерашние пользователи, участвовавшие тогда в обсуждениях маленько выросли, и у них убавилось вопросов, а новенькие пока стесняются.

Она была на chemport.ru, здесь я вроде не публиковал, остановился на 84-й. Если ошибаюсь, поправьте. Публикую, пока на  boomstart-e проект идет. На chemport.ru, кстати, посещений темы на порядок меньше, чем здесь, а вопросов и обсуждения много больше.

Изменено пользователем ProfP
Ссылка на комментарий

Она была на chemport.ru, здесь я вроде не публиковал, остановился на 84-й. Если ошибаюсь, поправьте. Публикую, пока на  boomstart-e проект идет. На chemport.ru, кстати, посещений темы на порядок меньше, чем здесь, а вопросов и обсуждения много больше.

Была:)

http://forum.xumuk.ru/index.php?showtopic=6500&p=798864  

Ссылка на комментарий

А, точно.

109. Минтай

 

Автор — Тупицын Володя, капустник-81

 

В аудиторию заходит студент (С ) в туристическом снаряжении, с рюкзаком за плечами. Обращается к преподавателю (П):

С: Экзамен по неорганической химии здесь сдают?

П: Здесь. А где вы во время сессии были?

С: В стройотряде, минтай обрабатывали .

П: Ну ладно, тяните билет.

С: Химия соединений фосфора. Можно без подготовки?

П: Пожалуйста.

С: Фосфор образуется прокаливанием минтая в вакууме

П: Постойте, при чем здесь минтай?

С: Как при чем?! Вот послушайте. Степень окисления –3. Фосфин. Легко образуется при выдерживании минтая на воздухе. Причем реакция является автокаталитической — чем дольше лежит, тем дальше пахнет. Степень окисления +5. Фосфорная кислота. По данным журнала «Journal Mintay Society»…

П: Какого, какого журнала?

С: (медленно, по слогам) «Минтай сысаити». Фосфорная кислота образуется при нагревании минтая с серной кислотой. Фирма «General Mintay Corporation» приступила к выработке из минтая таких соединений, как изопропиловый и пинаколиловый эфир метилфторфосфоновой кислоты

П: Чего?

С: …более известных под тривиальными названиями «зарин» и «зоман». Ну, о применении этих в-в в народном хозяйстве вы знаете. К сожалению, в литературе отсутствуют данные сравнительной ядовитости минтая и этих соединений. Хотя минтай должен быть более ядовит, его применение ограничено трудностью приготовления аэрозоля. Советский Союз всегда выступал за использование минтая только в мирных целях. Он принял односторонние обязательства 1) не применять минтай первым; 2) не экспортировать его в др. страны; и 3) не размещать минтай в космосе.

П: Погодите, погодите. Это вы оставьте для политинформации. А сейчас ближе к химии минтая, тьфу, фосфора.

С: А теперь я продемонстрирую свойства минтая на практике. (достает из рюкзака банку минтая и консервный нож, открывает).

П: Товарищ студент, что вы делаете?! Немедленно под тягу, наденьте защитные перчатки и очки. И не подходите ко мне!

Изменено пользователем ProfP
  • Like 3
Ссылка на комментарий

110. Радикальная правка отметок

Существует старая, «классическая» процедура удаления чернил с бумаги. Сначала мажут надпись кислым р-р марганцовки, потом — перекисью водорода. Первый р-р окисляет двойные связи в орг. красителях [1], второй — удаляет остатки солей марганца [2]. Все реактивы доступны из аптеки [3], процедура простая, хотя требует аккуратности.
В 8-м классе у меня был т-щ, Костя Т. Учился так-сяк, но оценки хотел иметь хорошие. Но в это время нам в класс пришла новая учительница по математике, Клавдия Павловна [4]. Она была весьма скупа на хорошие оценки, пятерки получали очень немногие, а двойки ставила с легкостью необыкновенной. В результате и Косте Т., и его друзьям светила «тройка» по математике за год, плюс еще много посредственных оценок по др. предметам. А это — недополученные бонусы от родителей. В частности, Косте обещали путевку заграницу, если закончит класс без троек. И он предложил мне аферу — исправить оценки прямо в классном журнале [5]! Мое дело маленькое — стереть ненужные оценки. А поставить «правильные» баллы и вообще достать журнал он берется сам. Непонятно, зачем это было нужно мне, т.к. мои оценки меня устраивали, но Костя надавил на то, что «друзья должны помогать друг другу».
Итак, мы учимся в первую смену, после двух часов журнал ставится на полку в учительской и там стоит до конца второй смены, после кот. школа закрывается (часов в семь-восемь). То есть у нас есть минимум пять часов для операции. В реальности Косте понадобилось два часа, чтобы забрать журнал из учительской — в ней постоянно кто-то находился. Но вот вожделенный предмет у нас. Мы закрываемся в комнате (у него была своя комната в квартире) и начинаем колдовать. Точнее, «колдую» я, Костя носит реактивы.
В ложке пищевой уксусной к-ты (70%) растворяю немного марганцовки. В другой ложке — кусочек гидроперита [6]. На спичку наматываю вату, макаю в р-р марганцовки, аккуратно провожу по указанным мне цифрам в журнале, подложив под страницу чистый лист. Здесь надо сказать, что журнал печатался на довольно плохой серой бумаге, и разлинован в типографии. Основа типографской краскисажа, она не окисляется, в отличие от органического красителя, составляющий основу чернил для шариковых ручек. Я предварительно попробовал в незаметном месте — так оно и есть. Друзей у Кости Т. оказалось много, предметов — тоже, так что работы предстояло много. Т-щ мой пока готовил ручки разных цветов и тренировался в подделке подчерка. Но неожиданно наша работа фальсификаторов закончилась.
Проведя в очередной раз спичкой, смоченной в перекиси водорода, я обнаружил, что разлиновка сошла тоже! Или типографская краска была плохого качества, либо окислился и/или стерся верхний слой бумаги. Причем сошла она местами, превратившись из сплошной линии в штрихпунктирную. Костя чешет голову и предлагает стереть линии вообще, а потом нарисовать их рапидографом с тушью. Делать нечего, так и делаем. Но тут еще одна загвоздка! Вместе с линиями я затер почти все оценки! Костя говорит, что ничего страшного, у него фотографическая память, он помнит все оценки наизусть. И вообще, зачем «все» оценки — важно, чтобы средний бал совпадал. А средний бал для всех в классе по двум предметам (да остальных мы не добрались, только математика и физика) он знает. Неужели учителя помнят все оценки, кот. выставили?! Я засомневался [7], но делать было уже нечего. Прогладил утюгом листы и отдал т-щу.
Костя аккуратно восстанавливает линии и расставляет оценки. Подчерк у него отличный, не то, что у меня, смотрится красиво. Журнал отнесли на место, я стоял «на атасе» [8].
Назавтра все друзья Кости, да и вообще все мальчишки нашего класса [9] были в курсе «исправлений». Как помню, никто не возмущался, что мы поправили оценки, только многие хотели бы лучших оценок. Но не ставить же всем пятерки! Впрочем, Костя перепутал фамилии и поставил несколько пятерок тем, кто их сроду не получал. icon_biggrin.gif
День прошел нормально, а на следующий тревогу забила физичка. Когда она ставила оценку в журнал, ручка порвала бумагу. Она осмотрела страницу и заподозрила неладное. Удивительно, но технически все выглядело хорошо, подозрения вызвали хорошие отметки тем, кому она точно их не ставила. Все же не стоит недооценивать память учителей. smile235.gif Потом завуч подключился, математичка и все выплыло наружу.
Как ни странно, последствий наша шалость не имела. Учителя были в курсе того, кто это сделал, но не стали делать огласку. Может потому, что у них были бы неприятности от небрежного хранения журналов [10], может мой дядя, будучи тогда трудовиком, замял скандал. А главное, наверное, потому, что наши оценки для учителей не имели особой важности. Как сказала Клавдия Павловна: «Я хоть сейчас любому своему ученику поставлю годовую оценку, даже не заглядывая в журнал. Да и вообще любому ученику, кот. я когда-либо учила. Оценки в журнале имеют только воспитательное значение». В самом деле, у меня за полугодие по математике не было ни одной пятерки (потому что Клавдия Павловна считала, что я учусь вполсилы), а полугодовая каким-то образом вышла 5.
P.S. У меня в аттестате среднего образования все пятерки, кроме русского языка. Хотя по справедливости половина отметок должна быть «4», и минимум две тройки — по английскому и русскому — как и все гуманитарное, языки мне давались плохо [11] . Но учителя «вытянули» оценки, зная, что мне важен каждый балл [12] при поступлении в университет.

Сноски
1. И потому, к примеру, тушь таким образом не сотрешь.
2. Иначе на бумаге останутся бурые пятна.
3. В то время, конечно. Сейчас марганцовку нигде не купишь — прекурсор.
4. Упокой Бог ее душу. Если бы не она, не поступил бы я в университет.
5. Тогда все оценки ставились в журнал и (но не всегда) — в дневник.
6. Можно и аптечную перекись водорода, но она нужна 10%, а обычно продают 3%, к тому же быстро выдыхается.
7. Я считал, что моя фамилия «Палько» — довольно редкая. Но в нашем классе был один ученик с фамилией «Силко», другой — «Паньков», оба Олеги, как и я! В такой ситуации ошибиться легко.
8. Странно, что журналы не охраняли, хотя бы в сейфе. И не следили за посторонними в учительской.
9. Естественно, что девчонок в дело не посвятили, хотя нам было уже по 14–15 лет, уже завязывались первые романы.
10. После этого случая классные журналы стали запирать.
11. Забавно в свете того, что я пытаюсь стать писателем? icon_confused.gif Учите русский язык, пригодится!
12. Точнее, нужен средний балл аттестата, он плюсуется к оценкам за вступительные экзамены в университет. Если эта сумма меньше проходного балла в этом году, абитуриент не поступает. Конечно, двойка за любой экзамен — сразу можно собирать вещи домой.
Изменено пользователем ProfP
  • Like 1
Ссылка на комментарий

Манипуляции с журналом бессмысленны! :)

У учителей старой закалки есть дубликат журнала, с помощью которого они в домашних условиях планируют ход урока, индивидуальную работу, КИМы и вообще это методическая привычка иметь все необходимые данные для работы под рукой, воспитывается с института. А журнал служит для контроля учебного процесса завучем. Когда надо- пошел, взял, провел статистическую обработку для какой-нить проверки.

Насчет памяти учителей..

Выбор учителя "кто пойдет к доске" никогда не бывает случайным, это планируется заранее и строго в рамках методической концепции урока. Например: ученик-оратор методически ценен "у доски", тк его будут слушать и лучше запоминать материал, а замкнутый на учебе ученик будет лучше чувствовать себя с листком индивидуальной самостоятельной работы. Ответы учитель корректирует, согласуясь с учебным планом и уровнем знаний отвечающего.

Т.е. учитель планирует вопросы, ответы, список отвечающих и "знает", какая оценка будет поставлена. Хорошо бы конечно отвлечься на феномен учебной лени, но не буду лезть в чужую тему :)

Изменено пользователем Himeck
Ссылка на комментарий

 

Манипуляции с журналом бессмысленны! :)

 

Кто же спорит, так оно и есть. Кто бы еще это объяснил нам, тогдашним подросткам.

Насчет памяти учителей..
Более того, опытный учитель через несколько уроков знает уровень подготовки любого ученика. А далее - вопрос его желания и желания ученика этот уровень повысить. Случаи при этом бывают разные. Ученикам предмет может быть не нужен и переубедить, особенно в старших классах, очень трудно. Учитель может устать вдалбливать знания в головы нежелающих их принимать. Редко случается идеальное сочетание, как в ВУЗ-ах - ученик четко представляет, что ему надо, а учитель хорошо ему в этом помогает. Когда же учат подростков, а тем более - детей, их параллельно воспитывают, убеждая, что знания полезны.

Я вообще-то учился хорошо, что подтверждает то, что поступил в НГУ, что было непросто. А вся описанная авантюра "за компанию", "по дружбе" и пр.

Изменено пользователем ProfP
Ссылка на комментарий

Какие реактивы съедобные?

Краткий ответ на вопрос в заголовке: никакие. Длинный ответ: химические реактивы есть нельзя, потому что они предназначены для химических реакций и требования к ним совсем другие, не пищевые. И все же был случай, когда мой т-щ, Валера Ш., был вынужден питаться реактивами и пр. несъедобными вещами.
Валера уже вылетел из университета, но болтался неподалеку, как делает большинство отчисленных студентов. Студенческая жизнь притягивает, особенно такая, как в Академгородке. Поскольку опыты он ставил не только над окружающей действительностью, но и на себе [1], он сошелся с врачами, у кот. получал разные в-ва. Один из его друзей, врач психушки, Сергей [2], имел фотолабораторию в подвале больницы, в кот. работал. Увлечения у него были разнообразные, так что в лаборатории имелись и фотореактивы, и лекарства, и биологические реактивы. Валера перетащил к нему свой запас, и выбору в-в позавидовала бы любая лаборатория Академгородка  [3]  :up: .
Психушка в то время — режимное предприятие, толстые стены, металлические двери с замками. В подвале, где была фотолаборатория — доп. завинчивающие двери, потому что помещение использовались и как бомбоубежище. Сергею и Валере это было выгодно, т.к. никто не лез в их дела. Но вся эта секретность сыграла с Валерой злую шутку.
Когда Сергей дежурил, Валера химичил в подвале. Когда врач уходил домой, а товарищу приспичило закончить очередной опыт, он его закрывал на ключ снаружи. Если кто сунется — дверь закрыта, никого нет. А Валера при случае мог выбраться наружу через аварийный выход бомбоубежища.
Итак, предновогодняя суета, Валера делает фейерверки. Сергей уходит домой, закрывая товарища и обещая вернуться на следующий день. И надо же было такому случиться, что он подхватил какую-то заразу и слез дома с температурой. Жена категорически запретила ему ехать на работу, и Сергей решил, что Валера догадается через день выбраться через запасной ход [4]. Валера догадался, прошел по туннелю, но наружную дверь открыть не смог. Как потом оказалось, нерадивые ремонтники дороги складировали рядом с дверью бордюрный камень. Постучал — бесполезно, все уехали на праздник.
Валера возвращается в подвал и начинает думать, что делать. Можно, конечно, ломиться в главную дверь, авось услышат. Но тогда — скандал, посторонний человек на режимном объекте, еще и лабораторию обыщут, большие неприятности Сергею. Осмотрел запасы. Вода из крана шла — это хорошо. Из еды — остаток булки и несколько кусочков сахара. Он начинает поиски среди реактивов. Находит NaCl [5], лимонную к-ту, уксусную к-ту. С пол-литра медицинского спирта. Банку глюкозы, остатки на дне, грамм 50. Несколько банок с аминокислотами [6]. Несколько банок с жирными кислотами. Все [7].
День пил чай с глюкозой и аминокислотами. На следующий день в рацион добавил спирт. На пустой желудок он ложился плохо. Напилил древесных опилок, добавил разбавленной серной кислоты, начал варить. После того, как обработал хлоридом бария [8] и отфильтровал осадок, получилась кисло-сладкая темная водичка дерьмового вкуса [9]. Выпил, но повторять не стал — кончился хлорид бария. К сожалению, стены оказались окрашенными, а не побеленными, иначе бы повторил бы процесс с карбонатом кальция. Попробовал жирные к-ты, пахли не очень, на вкус оказались еще хуже. Думал приготовить что-то съедобное из мыла, долго варил его с добавлением уксуса. Попробовал всплывшую белую массу (стеарин), оказалась отвратной.
Пошел уже третий день заточения. Жрать хотелось все сильнее, взял молоток и стал стучать в дверь — плевать на огласку, голод сильнее. Но никто не ответил — Новый Год, к тому же дверь выходила не непосредственно в больницу, а в коридор бомбоубежища, кот. гасил шум. Валера задумался о том, чтобы взорвать наружную дверь и даже начал сто-то синтезировать, но, слава Богу, одумался — в замкнутом помещении в первую очередь пострадал бы он, а не дверь. Была еще идея принять что-нибудь такое, чтобы подавить голод и впасть в сонное состояние — подобных в-в имелось под рукой немало. Однако он трезво рассудил (что большая редкость для Валеры), что в случае чего ему никто не поможет.
 К тому времени кончилось все, что может давать калории. Валера решил, что через несколько дней праздники закончатся, и он достучится. К тому же обнаружил буханку старого черного хлеба, приготовленного для травли мышей [10]. Он пожарил его на жирных кислотах, посолил — говорил, неплохое блюдо [11]. Варил еще кожаные изделия, что нашел, но кожа оказалась синтетическая. Столярный клей, который, как он слышал, тоже можно есть, оказался ПВА [12].
Сергей вышел на работу через неделю. Собирался позже, но Валера не звонил, и он заподозрил неладное. Когда открыл дверь «кельи», говорит, что амбре от всех «синтезов» друга было еще тот  :mrgreen: .
P.S. С тех пор Валера предпочитает в лаборатории держать запас еды минимум на неделю. Сахар, сухарную муку, масло, сухофрукты, сублимированное мясо. В химических банках  [13].

Сноски
1.  Если вы желаете изменить реальность, есть три пути: 1) Менять реальность активными действиями; 2) Углубиться в тот мир, кот. соответствует вашим представлениям, т.е. эскапизм; 3) Изменить себя так, чтобы вам было все равно, какая реальность вас окружает. Или медленно, медитацией, или быстро, с помощььью разных в-в. Последние два пути мне представляются трусливым и тупиковыми, особенно (3), кот. еще и сильно вреден для здоровья. Но кому что.
2.  См. байку с его частичным участием, «Оружие самообороны».
3.  Сейчас, когда любые реактивы доступны (были бы деньги), их коллекционирование выглядит странным. Но тогда реактивы могли купить только гос. организации и далеко не все и очень долго. А частные лица иметь реактивы вообще не могли. Поэтому нередко возможность провести тот или иной синтез определялось не твоими знаниями, а доступом к исходным реагентам. По поводу сбора реактивов см. раздел «О добыче реактивов».
4.  Телефона в бомбоубежище не было. Точнее, был, но внутренний, кот. давно не работал.
5.  Т.е. поваренную соль.
6.  Валера тогда увлекался наращиванием мышечной массы и сидел на «метане», анаболике. Но требуется еще питаться аминокислотами. Поскольку спец. спортивное питание тогда не продавалось, он ел где-то брал смеси аминокислот кустарного приготовления.
7.  Я бы, наверное, не стал есть ничего. Неделю можно продержаться на воде. Но Валера, как мы помним, любил экспериментировать на себе.
8.  BaCl2 + H2SO4 = 2HCl + BaSO4
9.  Сахара + продукты гидролиза древесины.
10.  Но отравы в нем еще не было. Непонятно, правда, как Валера это определил. Кстати, мышей Валера не видел, а так бы поймал и съел.
11.  Немного осталось, предлагал мне, но я благоразумно отказался.
12.  Раньше были столярные клеи органического происхождения — казеиновый и костный.
13.  Что легко может привести к отравлению, см. «Сахар с запахом миндаля». Лаборатория для работы, а не для приема пищи.

Ссылка на комментарий

Ничего, если напишу?(у проекта AntrazoXrom есть отдельная тема для таких обсуждений, а тут нет, так что сюда)

"Имеется ввиду хлорацетофенон? На самом деле, вряд ли именно такое в-во получалось, потому что хлорировалась ацетилсалициловая к-та (как наиболее доступное в-во) или ее продукты обработки. Получалась сложная смесь, которая тем не менее, обладала слезоточивым действием. Вряд ли лучше, чем простой хлорацетон, зато понты :-)"

 

Да, как последующий продукт хлорирования.

Значит буду смотреть в сторону синтеза из бензоата кальция  :rolleyes:

Можно растворить аспирин в воде и добавить эквимолярное количество окиси или гидроокиси бария, выпарить, после сухой перегонки должен получиться 2-гидрокиацетофенон, который, собственно, пригоден для дальнейшего галогенирования. Думается, таки эффективней хлорацетона будет.

Ссылка на комментарий

Ничего, если напишу?(у проекта AntrazoXrom есть отдельная тема для таких обсуждений, а тут нет, так что сюда)

Можно растворить аспирин в воде и добавить эквимолярное количество окиси или гидроокиси бария, выпарить, после сухой перегонки должен получиться 2-гидрокиацетофенон, который, собственно, пригоден для дальнейшего галогенирования. Думается, таки эффективней хлорацетона будет.

2-гидрокиацетофенон при 213С кипит с разложением. Сомнительно, что при такой температуре ацетилсалицилат бария будет разлагаться...

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...