Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru

Вид таблицы Менделеева в учебниках


XuMuK

Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже!
В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

По сути вроде все одинаково, но длинная почему-то неадекватна

Они содержат одинаковые группы но взаимно расположенные по-разному. Длиннопериодный вариант менее удачен.

В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

Обе строятся по ходу увеличения атомных номеров и заполнения электронных оболочек, но в короткой таблице периоды с d-элементами складывают пополам на две строки для подгона части d-элементов в группы с s- и p-элементами со сходными высшими степенями окисления, а в длинной таблице периоды не складываются, d-элементы кучкуются в отдельном блоке, без необходимости придумавать понятие "побочных" групп.

И что тут хорошего? Я могу допустить что физикам приятно видеть d-элементы вместе, но химикам ведь нужно видеть периодичность изменения химических свойств. Например, гораздо важнее, что марганец находится в 7-й группе вместе с хлором, а хром в 6-й рядом с серой, чем то что оба они являются d-элементами.

В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

Шестивалентного железа - чего же не восьмивалентного?

Нет абсолютно никаких причин железу не быть восьмивалентным; что мешает ему лишиться 8 электронов?

В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

как и в коротком варианте таблицы.

AgCl, CuCl, AuCl разве не существуют? А в длинопериодном варианте даже непонятно на основании чего предполагать их существование.

В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:
В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

не вводя никого в пустое искушение попытаться найти их сходство с ЩМ или с благородными газами соответственно

Ну вот, снова возвращаемся к аргументации металлургов что марганец нельзя вместе с хлором а железо с благородными газами... XeF2 ведь твердое вещество, растворимое в воде например.

В 06.04.2023 в 20:23, cty сказал:

Один вариант таблицы - один вариант преподавания, другой вариант таблицы - чуть другие подходы к изучению химии.

Так, это уже интереснее. И вот что можно преподать по длинопериодному варианту, но нельзя преподать по короткопериодному? Я вот вижу что можно преподать по короткопериодному, но нельзя по длинопериодному.

Изменено пользователем Shizuma Eiku
Ссылка на комментарий
В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

Длиннопериодный вариант менее удачен.

Кому как.

В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

химикам ведь нужно видеть периодичность изменения химических свойств. Например, гораздо важнее, что марганец находится в 7-й группе вместе с хлором, а хром в 6-й рядом с серой, чем то что оба они являются d-элементами.

В длинном варианте периодичность хим свойств тоже есть, только металлы Cr, Mo, W отдельно, а неметаллы (+полуметаллы) O, S, Se, Te, Po - отдельно, без замеса их в одну 6-ю группу, хоть и разные подгруппы.

В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

Нет абсолютно никаких причин железу не быть восьмивалентным; что мешает ему лишиться 8 электронов?

Земные, а не звездные условия мешают? Вы писали выше только про валентность 6.

В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

AgCl, CuCl, AuCl разве не существуют? А в длинопериодном варианте даже непонятно на основании чего предполагать их существование.

Существуют, но для золота и меди это не самая стабильная степень окисления. Предполагать - на том же основании, что и в короткой таблице, т.е. на основании строения электронных оболочек, а не на основании того, что они попали в группу с номером 1.

В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

Ну вот, снова возвращаемся к аргументации металлургов что марганец нельзя вместе с хлором а железо с благородными газами... XeF2 ведь твердое вещество, растворимое в воде например.

Кто хочет найти сходства - их найдет. Различия можно найти таким же образом.

В 06.04.2023 в 20:54, Shizuma Eiku сказал:

И вот что можно преподать по длинопериодному варианту, но нельзя преподать по короткопериодному? Я вот вижу что можно преподать по короткопериодному, но нельзя по длинопериодному.

Все то же самое можно, но чуть другими словами и подходами (да без необязательных аналогий между хромом и серой на основании их одинаковой высшей СО). Элементы-то те же самые в обоих вариантах таблицы. Только мнемоника в короткой таблице имеет вид "хром и сера в шестой группе - высшая СО +6", а в длинной таблице можно придумать запоминалку типа "хром в шестой группе - высшая СО +6, сера в 16 группе - высшая СО +6". При этом, уже обсудили, как в короткой, так и в длинной таблице подобные запоминалки работают не по всей таблице (не работают для золота, меди, железа...).

Изменено пользователем cty
Ссылка на комментарий
В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Кому как.

Это не вопрос предпочтения, а того, какой вариант лучше. Больше информации в короткопериодном.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

В длинном варианте периодичность хим свойств тоже есть, только металлы Cr, Mo, W отдельно, а неметаллы (+полуметаллы) O, S, Se, Te, Po - отдельно, без замеса их в одну 6-ю группу, хоть и разные подгруппы.

Практически, не существует ни одного элемента который можно было бы назвать на 100% металлом или неметаллом т.к. металлические свойства связаны с отдачей электронов, неметаллические - с их присоединением, и в тех или иных условиях, на это способны практически все элементы. Может, щелочные и щелочноземельные металлы разве что никогда не присоединяют электроны, но даже благородные газы образуют соединения в которых проявляют свойства схожие, как с металлами, так и с неметаллами. Поэтому некорректно искусственно разделять элементы на металлы и неметаллы, тем более, добавлять группу полуметаллов т.к. в неё можно включить любой элемент. Хром или вольфрам я бы металлами не называл вовсе, они металлы только с точки зрения металлургии, с химической точки зрения это переходные элементы с сильным доминированием неметаллических свойств.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Земные, а не звездные условия мешают? Вы писали выше только про валентность 6.

Нет запрета для отрыва у железа и 8 электронов при действии достаточно сильного окислителя, просто при наших температурах такие соединения неустойчивы.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Существуют, но для золота и меди это не самая стабильная степень окисления.

Опять-же, мы рассматриваем химию меди в нашей, кислородной, среде, где одновалентная медь окисляется воздухом и нам кажется что она неустойчива в пользу двухвалентной. При отсутствии кислорода, ион Cu+ более чем устойчив, наверняка даже он более термодинамически устойчив при высокой температуре чем Cu2+. Но я бы вообще отнес подгруппу меди к 8-й группе, а не к 1-й, а в 1-й оставил бы в скобках, как это делается для водорода.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Кто хочет найти сходства - их найдет. Различия можно найти таким же образом.

Так цель в том чтобы найти химические сходства. А физические различия (хлора и марганца например) являются единственным и главным аргументом сторонников длиннопериодного варианта.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Все то же самое можно, но чуть другими словами и подходами (да без необязательных аналогий между хромом и серой на основании их одинаковой высшей СО).

Откуда я узнаю что цинк двухвалентен если он аж в 12-й группе? Опять-же, как я узнаю что железо, кобальт и никель похожи если они соответственно в 8, 9 и 10-й группах? Это отличная демонстрация того, что в длиннопериодном варианте теряется весь смысл групп т.е. значительная часть предсказательной способности таблицы элементов.

В 06.04.2023 в 21:30, cty сказал:

Только мнемоника в короткой таблице имеет вид "хром и сера в шестой группе - высшая СО +6", а в длинной таблице можно придумать запоминалку типа "хром в шестой группе - высшая СО +6, сера в 16 группе - высшая СО +6".

Извини, но мнемонические правила созданы для умственно-отсталых детей. В принципе, нельзя даже представить человека который бы этой чушью всерьез мог воспользоваться т.к. если ты настолько туп в предмете, что для его запоминания нужно учить стихи, то никакое правило тебе не поможет, а если ты уже знаешь о чем речь, то мнемоническое правило смотрится абсурдным утяжелением информации.

Совсем не нужно учить глупые стишки, достаточно просто иметь короткопериодный вариант таблицы, в которой чаще всего еще и формулы высших оксидов написаны.

Ссылка на комментарий
В 06.04.2023 в 22:07, Shizuma Eiku сказал:

Так цель в том чтобы найти химические сходства. А физические различия (хлора и марганца например) являются единственным и главным аргументом сторонников длиннопериодного варианта.

Если нахождение сходства хим свойств считать целью упорядочения элементов в виде таблицы, то можно строить таблицу чисто эмпирически только из этих свойств. Но таблица нужна, чтобы видеть взаимосвязь между строением атомов элементов (зарядом ядра, числом электронов и строением электронных оболочек) и их химическими свойствами (периодическим повторением свойств). С точки зрения схожести некоторых хим свойств марганца и хлора или хрома и серы (главным образом, в высшей степени окисления) - сходство налицо. Как только переходим к строению электронных оболочек, низшим степеням окисления, комплексным соединениям, сходства почему-то заканчиваются. Поиск сходств полезен, но без притягиваний за уши элементов, сходных в одном, но сильно разных в другом. Еще раз: длинный вариант сходства элементов тоже отражает (и привязывает их к электронному строению), но без излишеств: достаточно, что d-элементы Mn, Tc, Re там в одной общей для них группе, а p-элементы F, Cl, Br, I - в своей, общей для них группе.

В 06.04.2023 в 22:07, Shizuma Eiku сказал:

Откуда я узнаю что цинк двухвалентен если он аж в 12-й группе? Опять-же, как я узнаю что железо, кобальт и никель похожи если они соответственно в 8, 9 и 10-й группах? Это отличная демонстрация того, что в длиннопериодном варианте теряется весь смысл групп т.е. значительная часть предсказательной способности таблицы элементов.

Извини, но мнемонические правила созданы для умственно-отсталых детей. ...

А в короткой таблице откуда узнаешь? Fe, Co, Ni все тут вместе в 8-й группе. Что это дает по сравнению с 8, 9, 10-й группами длинной таблицы? Про 2-валентный цинк аж в 12-й группе длинной таблицы узнаешь так же, как про цинк во 2-й побочной группе короткой таблицы (один фиг, мнемоника), либо без мнемоники смотри на заполнение электронных орбиталей, которое не зависит от формы представления таблицы (в длинном варианте даже лучше в этом плане ориентироваться, т.к. этот вариант больше на это заточен).

В 06.04.2023 в 22:07, Shizuma Eiku сказал:

Совсем не нужно учить глупые стишки, достаточно просто иметь короткопериодный вариант таблицы, в которой чаще всего еще и формулы высших оксидов написаны.

Ага, готовые формулы записаны как раз для умных/тупых (выбери нужное), профессиональных химиков/необученной школоты (выбери нужное). Конечно, никакой мнемоники не надо, когда сразу формулы написаны.

Изменено пользователем cty
  • Like 1
Ссылка на комментарий
В 06.04.2023 в 22:54, Arkadiy сказал:

Таблица Менделеева нужна больше Химикам, а не физикам.

Расскажите об этом физикам в Дубне.

В 06.04.2023 в 22:54, Arkadiy сказал:

Химику никаких напоминалок не надо, он и так помнит свойства тысяч соединений

Вы уж определитесь: то химикам никуда без математики (где все строго, логично и доказательно), то химикам надо просто зубрить свойства.

Ссылка на комментарий
В 06.04.2023 в 23:20, cty сказал:

А в короткой таблице откуда узнаешь? Fe, Co, Ni все тут вместе в 8-й группе. Что это дает по сравнению с 8, 9, 10-й группами длинной таблицы?

Добавлю. Про сходство Fe, Co, Ni вы узнаете не потому, что в короткой таблице они в одной 8-й группе, а потому, что кто-то вам это объяснит (учитель, учебник). Точно так же про них вам объяснят и с длинной таблицей. Не начав изучать химию, без объяснений все равно в таблице сам легко не разберешься.

 

С одной стороны, по сходству свойств засунули эти элементы в одну группу, типа облегчили восприятие их похожести. С другой стороны, идешь по периоду в таблице слева направо - группы (подгруппы) по одному элементу на столбец, свойства меняются, а тут бац - какая-то подгруппа шириной в три элемента, и свойства сходны, а не меняются (хотя для осмия и платины в другом периоде свойства уже не так близки). С еще другой стороны, на основании сходства некоторых свойств (а не строения электронных оболочек) при желании можно марганец подтянуть к железу/кобальту в эту 8-ю группу, а можно первую побочную группу туда же притянуть (ведь золото похоже на платину, да и медь несильно от кобальта с никелем ушла по свойствам).

Ссылка на комментарий
07.04.2023 в 07:13, cty сказал:

Расскажите об этом физикам в Дубне.

Вы уж определитесь: то химикам никуда без математики (где все строго, логично и доказательно), то химикам надо просто зубрить свойства.

Химические свойства даже элементов НИКАК не связаны с математикой. Чтобы их знать, вам математика не поможет, но для химических расчетов математика необходима

Ссылка на комментарий
07.04.2023 в 08:40, cty сказал:

Добавлю. Про сходство Fe, Co, Ni вы узнаете не потому, что в короткой таблице они в одной 8-й группе, а потому, что кто-то вам это объяснит (учитель, учебник). Точно так же про них вам объяснят и с длинной таблицей. Не начав изучать химию, без объяснений все равно в таблице сам легко не разберешься.

 

С одной стороны, по сходству свойств засунули эти элементы в одну группу, типа облегчили восприятие их похожести. С другой стороны, идешь по периоду в таблице слева направо - группы (подгруппы) по одному элементу на столбец, свойства меняются, а тут бац - какая-то подгруппа шириной в три элемента, и свойства сходны, а не меняются (хотя для осмия и платины в другом периоде свойства уже не так близки). С еще другой стороны, на основании сходства некоторых свойств (а не строения электронных оболочек) при желании можно марганец подтянуть к железу/кобальту в эту 8-ю группу, а можно первую побочную группу туда же притянуть (ведь золото похоже на платину, да и медь несильно от кобальта с никелем ушла по свойствам).

Ничего никуда не засунули!  Короткая таблица -ИСТОРИЧЕСКАЯ!

У вас ПЛОХО с пониманием - и это ВАШИ личные проблемы!!!!!

Ссылка на комментарий
В 07.04.2023 в 21:25, Arkadiy сказал:

Короткая таблица -ИСТОРИЧЕСКАЯ!

У вас ПЛОХО с пониманием - и это ВАШИ личные проблемы!!!!!

Не нервничайте так. У меня с пониманием все нормально.

 

Если она историческая, может быть, ей место в музее? Шутка. То, что она историческая, не делает ее идеальным творением искусства, не допускающим критики. Таблица - хоть короткая, хоть длинная - всего лишь продукт человеческой мысли, пытающейся описать законы природы, облечь их в удобную для понимания человека форму. У обеих таблиц есть достоинства и недостатки. Кому-то и в виде спирали периодичность удобно изображать.

 

Еще была такая "историческая" таблица с неоднозначным отнесением меди, серебра, золота не то к первой, не то к восьмой группе:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Короткая_форма_периодической_системы_элементов#/media/Файл:Mendelejevs_periodiska_system_1871.png

В 07.04.2023 в 21:15, Arkadiy сказал:

Химические свойства даже элементов НИКАК не связаны с математикой.

Ага, и не связаны с электронным строением. Напридумывали, понимаешь, всякие электроны, квантовую механику, квантовую химию, квантовые числа, орбитали...

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...