Перейти к содержанию
Форум химиков на XuMuK.ru
β

Вид таблицы Менделеева в учебниках


XuMuK

Рекомендуемые сообщения

🚑 Решение задач, контроши, рефераты, курсовые и другое! Онлайн сервис помощи учащимся. Цены в 2-3 раза ниже! 200 руб. на 1-й заказ по коду vsesdal143982
В 28.03.2023 в 16:36, XuMuK сказал:

А зачем это кому-то видеть вообще? :)

 

Ну да, школьникам это точно не нужно. Но пенсионеры пока ещё живы. Менделеев ведь неспроста выделял главные и побочные подгруппы. В его таблице сразу было видно, какие элементы, казалось бы, не имеющие никакой аналогии химических свойств, вдруг совершенно неожиданно могли проявлять сходные химические свойства в некоторых однотипных соединениях. Тогда это обстоятельство было немаловажным при поиске и выделении новых элементов. Была пища для ума. Это сейчас нам понятно, что причина просто в совпадении конфигураций внешних электронных оболочек. Сейчас в таблице все элементы разбиты на 18 групп, подгруппы упразднены. Чтобы вспомнить былое и попытаться поискать какие-нибудь аналогии между элементами из разных групп, надо сначала найти, что с чем сравнивать. Для этого существует т. н. правило десяти: надо отсчитать 10 столбиков вправо (или влево) от какой-либо группы, и выйдешь на её дальних родственников. На мой взгляд закоренелого консерватора и ретрограда старая таблица выглядела жизнерадостней, а эта какая-то мёртвая, механистическая. Её ещё и в трубочку приходится сворачивать, если куда-то надо с ней пойти...

  • Согласен! 1
Ссылка на комментарий
27.03.2023 в 15:06, XuMuK сказал:

 

Как я написал выше - в учебнике 8-9 классов уже длинный вариант. И это хорошо. Пусть привыкают. :)

Я оставляю возможность прикрутить короткий.

Официально заявляю, что в учебниках 8-9 класса - короткопериодный. Если в каком и есть длиннопериодный - то скорее всего это экспериментальный. 

Вот у Кузнецовой - image.png.a9b84ac5e66a50aafa730eb59fa6ca6a.png

Вот у Габриэляна:

image.png.3b5c95b091f25f65b12763d27cb8f65c.png

У Рудзитиса аналогично (сюда не прикрепляет из-за лимита).

Никаких длиннопериодных вариантов в школе нет. 

  • Согласен! 1
Ссылка на комментарий
28.03.2023 в 15:20, Caesium137 сказал:

1. Селен в школе вообще не изучают, поэтому необходимости для сравнения нет
2. Селен вообще образует полимерные кислоты разного состава, а не только димерные. Хром так не может. К образованию полимерных кислот так же склонны фосфор и другие d-элементы.
В школьном курсе нет необходимости сравнивать неполные аналогии, поэтому можно обойтись знанием о том, что кислотные оксиды просто растворяются с образованием кислот)))

1. Хром тоже может полимерные кислоты.

2. Я специально уточнил, что речь про разбавленные водные растворы. В конц растворах много что может ди и полимерные кислоты образовывать. В то время как H2Cr2O7  H2Se2O7  существуют в разбавленных растворах.

  • Согласен! 1
Ссылка на комментарий
27.03.2023 в 14:44, Caesium137 сказал:

В школе и не встречаются случаи, когда надо сравнивать эти оксиды)
а какие у них общие свойства кроме тех, что они в воде растворяются и кислоты дают?)

Типы химических связей, например. Это из того, что на ЕГЭ есть. 

Ссылка на комментарий

Насчет таблицы элементов это интересный вопрос.

Вообще, никакой из вариантов таблицы нельзя назвать принципиально лучшим или худшим другого, даже спиралевидные не хуже и не лучше т.к. в любом варианте можно видеть какие-то закономерности:

 

GH0K-ZQdSss.jpg.be683c59ccd5fa5857dec863381f6c9a.jpg

Поэтому классифицировать длиннопериодный вариант как "современный", а короткопериодный как "устаревший" неправильно. В чём именно аргументация, что длиннопериодная таблица лучше, я так и нашел, единственный аргумент, который вполне серьезно приводился в научных статьях (правда там скорее была педагогическая направленность) примерно следующий - в короткопериодном варианте в одной группе оказываются неметаллические элементы и "металлические" d-элементы, т.е. якобы неправильно что хлор (газ) в одной группе с марганцем или что сера вместе с хромом. Скорее всего, авторы такого взгляда физики или производственно-технические работники (напр. металлурги), потому что для химика (знающего в первую очередь химические свойства элементов), всё как раз наоборот - соединения 7-и валентного хлора похожи на соединения 7-и валентного марганца, а 6-и валентной серы на 6-и валентный хром и т.д. Ну а то что сами элементы выглядят по разному, никакого значения не имеет; в конце концов, по мере усиления металлических свойств сверху вниз в группе, сурьма и висмут тоже похожи на металлы по виду. С моей точки зрения, длиннопериодный вариант хуже наличием большого числа мелких групп со странными номерами по которым нельзя быстро сориентироваться в валентности элементов. Скажем, в короткопериодном варианте, достаточно примерно знать химические свойства 7 главных групп, чтобы предположить свойства входящих в них элементов. В случае длиннопериодного варианта, 7 группами никак не ограничиться, вообще говоря, нужно хоть примерно знакомиться со свойствами аж 17 групп. Есть еще такой аргумент в пользу короткопериодного варианта, как его историчность - оригинальная таблица Менделеева была безусловно короткопериодной. Наконец, чисто с технической стороны, длиннопериодный вариант неудачен т.к. требует много места в ширину, для его печати нужен разворот двух страниц книги или его нужно печатать в альбомной ориентации. Поэтому, лично я сторонник короткопериодного варианта, скажем, будь я министром образования, указом я бы запретил называть варианты таблицы элементов устаревшими или современными, в качестве основной для учебников химии оставил бы только короткопериодную, а длиннопериодная и спиралевидные приводились бы в ознакомительных целях. В учебниках физики, если нужно, пусть какую хотят печатают.

  • Like 1
  • Согласен! 2
  • Отлично! 1
Ссылка на комментарий
28.03.2023 в 19:28, chemister2010 сказал:

В учебнике Габриеляна есть деление элементов на металлы, неметаллы и благородные газы

 

Тоже не очень точное. Лучше деление на металлы, металлоиды и неметаллы, а инертные и благородные газы тоже отнести к неметаллам (не обладают они электропроводностью, блеском, пластичностью, да и благородные газы (Kr, Xe, Rn и в некоторой степени Ar) образуют кислотные соединения). He и Ne - вот это при н.у. инертные газы, они не реагируют ни с чем (клатраты не в счёт!), но они образуют единую группу с благородными газами (у них всех полностью заполнены электронные оболочки).

Ссылка на комментарий
В 28.03.2023 в 22:28, chemister2010 сказал:

В учебнике Габриеляна есть деление элементов на металлы, неметаллы и благородные газы.

Интересно, там висмут и сурьма металлы или нет.

В 28.03.2023 в 22:50, St2Ra3nn8ik сказал:

Лучше деление на металлы, металлоиды и неметаллы, а инертные и благородные газы тоже отнести к неметаллам (не обладают они электропроводностью, блеском, пластичностью, да и благородные газы (Kr, Xe, Rn и в некоторой степени Ar) образуют кислотные соединения).

На эти группы нельзя однозначно разделить все элементы, кроме того, блеск и электропроводность не являются характеристичным признаком. Например, сурьма обладает внешними признаками металла, но по химическим свойствам гораздо ближе к неметаллам, или металлический мышьяк тоже может блестеть, хотя близок к фосфору по свойствам. Полностью справедливо лишь определение металлических свойств, как способности отдавать электроны (электропроводность и теплопроводность связаны с ней), а неметаллических их принимать. Соответственно у всех элементов эти свойства варьируются в широких пределах, однозначно металлами являются только щелочные и щелочноземельные; даже типичные неметаллы образуют галогениды (SCl2, SCl4, OF2, XeF2, интергалогениды). d-элементы вроде марганца, хрома и т.п., являются металлами скорее с точки зрения практического применения, по химическим свойствам они находятся ровно посередине между металлами и неметаллами.

 

Самый интересный вопрос в построении таблицы элементов это расположение элементов триад - подгруппы железа и платиновых металлов. В длиннопериодном варианте они находятся не к месту посередине d-элементов, причем, похожие по свойствам железо, кобальт и никель, находятся в разных группах (8-й, 9-й и 10-й), даже примерно прикинуть их химические свойства нельзя. В короткопериодном варианте они вынесены в отдельную группу вместе с платиновыми металлами, в чём больше смысла (все 9 элементов хоть чем-то похожи). В самых первых вариантах таблицы элементов, составленных и до Менделеева, медь часто ставили в один ряд с железом, кобальтом и никелем - Cu2+ по свойствам напоминает Fe2+, Co2+, Ni2+. Менделеев тоже иногда ставил медь в одну группу с подгруппой железа т.к. медь 29 элемент, а никель 28, вот довольно интересный вариант начала века:

91d4a4bc77e962ca8b8217195ca574f75e7ad84e_original-1024x807.jpg.18bdbca6b18c9169088c2c4b1cd1dc7b.jpg

Серебро и золото попадают к платиновым металлам, медь к подгруппе железа, что неплохо согласуется со свойствами металлических элементов, Cu и Au вполне напоминают низшие валентности элементов триад, хотя одновалентное серебро всё равно остается без аналогов. С другой стороны, двухвалентное серебро тоже напоминает платиновые металлы, например, комплексообразованием с азотсодержащими лигандами. Думаю, что вполне корректно дублировать подгруппу меди в триадах также, как водород часто дублируется в галогенах т.к. даже в одновалентном состоянии её элементы мало похожи на щелочные металлы.

Ссылка на комментарий
28.03.2023 в 20:51, Korenev сказал:

Типы химических связей, например. Это из того, что на ЕГЭ есть. 

Типы химических связей в школе объясняются разностью электроотрицательностей. Достаточно уметь отличать металлы/неметаллы

Ссылка на комментарий

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйте новый аккаунт в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...